Тема: Москва – сердце России (знакомство со словарным словом “Москва”).
Цель: учить сознательно воспринимать звуковой и зрительный образ слова, орфограммы в нем; развивать творческую фантазию, эмоциональность восприятия, умение рассуждать; воспитывать чувство гордости за славное историческое прошлое России.
Ход урока.
I.
Организационный момент. Настрой на урок.Возле парты встанем сначала.
Это означает урока начало.
Наши мысли в порядок приведем,
Ведь слово “оживлять” мы начнем.
Подарим улыбку друг другу, для всех!
Только это принесет нам удачу, успех!
II.
Рассматривание оформления к уроку.Учитель: Как вы думаете, какое слово будем “оживлять”?
Учитель: Выберите интонацию, с которой будете произносить это слово? Почему выбрали именно эту интонацию?
(Слово “Москва” можно произнести радостно, потому что это большой и красивый город как праздник. Слово “Москва” я бы произнесла с удивлением, потому что я увижу в этом городе много необычного. И т.д.)
Учитель: Москва была основана в 1147 году. В будущем, 2007 году, этот город отпразднует свое 860-летие. Много веков тому назад московский князь Юрий Долгорукий выбрал для города удачное место. Через Москву и ее реки пролегли торговые пути. Но чтобы защитить город от вражеских набегов, обнес его деревянной крепостью. А какой враг у дерева? Правильно, огонь. Поэтому много лет спустя другой князь Дмитрий Донской построил новый Кремль из белого камня. И стала Москва белокаменная. А когда Москва стала столицей всея Руси, еще один князь Иван III пригласил из Италии самых знаменитых строителей. Они то и поставили новый кирпичный Кремль. Тот самый, что и стоит поныне. (В процессе сообщения на доске появляются таблички: 1147 г., 860 лет, князь Юрий Долгорукий, князь Дмитрий Донской, князь Иван III.)
Рисунок 1
Учитель: Рассмотрите фотографии Московского Кремля. Попробуйте нарисовать рукой в воздухе орнамент, который украшает его стены. На что он похож? (В орнаменте повторяется печатная буква М.)
Учитель: А теперь давайте попробуем вырезать этот орнамент из бумаги, сложной “гармошкой”.
(Дети складывают “гармошкой” лист цветной бумаги, обводят по шаблону орнамент Кремлевской стены.)
Учитель: Стены Кремля украшают 20 башен. Самая знаменитая – Спасская.
В ней главные ворота при входе в Кремль. Раньше проходили через Спасские ворота только с обнаженной головой, снимая шапки. А кто не подчинялся, заставляли 50 раз поклониться. На пяти башнях Спасской, Никольской, Троицкой, Боровицкой и Водовзводной были установлены рубиновые звезды. А на Спасской башне еще установили куранты, которые на всю Красную площадь через каждые 15 минут отбивают точное время. (Во время сообщения демонстрируются фотографии башен Московского Кремля.)
Учитель: Попробуйте в воздухе нарисовать Спасскую башню с рубиновой звездой и курантами. (Дети рукой рисуют в воздухе Спасскую башню с рубиновой звездой и курантами.)
III.
Учитель: Рассмотрите карточку со словом “Москва”. Какие орфограммы здесь встречаются? (Заглавная буква “М”, безударная гласная “о”.)
Учитель: Сегодня мы должны “оживить” слово, создать такой образ, чтобы запомнить правописание слова “Москва” и не делать ошибок в его написании.
Учитель: Во что можно превратить букву “М” и безударную гласную “о”? (Букву “М” в башни со звездами, в большие ворота; букву “о” – в куранты.)
Рисунок 2
IV. Работа с пословицами.
Учитель: Давайте наши “ожившие” слова поместим в предложения, посмотрим, что у нас получится.
……… веками строилась.
……… – врагам гробница.
……… молодцов видала.
……… слезам не верит, ей дело подавай.
……… всем городам мать.
……… не город, а целый мир.
……… – сердце России.
Учитель: Что же у нас получилось? (Пословицы о Москве.)
Учитель: Как понимаете их? (Дети объясняют смысл пословицы.)
V.
Учитель: Послушайте два музыкальных произведения. Какое из них больше показывает характер слова “Москва”? (Дети прослушивают произведения: Мусоргский “Богатырские ворота”, Сибелиус “Грустный вальс” и высказывают свое мнение.)
VI.
Учитель: Представьте себе, что у вас появился друг из другой страны. И в одном из своих писем он просит вас рассказать о столице России – Москве. Сейчас попробуйте написать несколько предложений для своего друга.
VII. Итог урока.
Учитель: Посмотрите, какую большую работу мы с вами провели на уроке: многое узнали из истории Москвы, “оживили” это слово, создав ему зрительный и звуковой образ, нашли место этому слову в русских поговорках. Я думаю, что это слово оставит след ни только в вашей памяти. А закончить наш урок я хочу стихотворением:
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва.
Блеском дней во веки славных
Будешь ты всегда жива.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли с любовью внуки
Выше прочих городов.