Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: “Звуки и буквы”.
Задачи:
- Развитие речи, внимания, орфографической зоркости. Обогащение словарного запаса учащихся.
- Обучение работе в группе. Воспитание чувства товарищества, ответственности за свою группу.
Ход урока
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята!
- Какое у вас настроение? (Хорошее.)
- У всех? (Да.)
- Посмотрите друг на друга и передайте свое хорошее настроение своим товарищам. Пожелайте им удачи. Совсем недавно мы закончили азбуку и начали изучать новый для нас предмет “Русский язык”. И изучили первую большую тему “Звуки и буквы”. И вот сегодня мы подведем итог и покажем, чему научились.
II. Минутка чистописания.
- У меня для вас сюрприз. (В класс влетают шарики, а на них буквы С, К, А, З, К, А.)
- Те, кому достались шарики, выйдите к доске. Попробуйте составить слово из этих букв. (СКАЗКА)
- На какие две группы мы можем разделить эти буквы? Заглавные – строчные. Письменные – печатные, гласные – согласные.)
- Какое опасное место в этом слове? (З) Как проверим?
- Давайте в минутке чистописания повторим, как пишется буква З. (Объяснение и показ учителя на доске.)
- Запишите эту букву на обложке своей книжечки. (У детей на партах маленькие книжечки (альбомный лист, сложенный пополам). Дети пишут по краям книжечки узор из буквы З.)
- Так скажите, что же нам поможет на уроке? (Сказка.)
III. Обобщение и систематизация знаний.
1. - Итак, мы попадаем в сказку. (Звучит волшебная музыка.) В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван Царевич (вывешиваю иллюстрацию) и Василиса Прекрасная. Но однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти и где искать? Кто похитил Василису? Может нам лесные жители подскажут?
2. Гимнастика для глаз.
В углах классной комнаты расположены рисунки с изображением лесных жителей: волк, заяц, лиса, медведь. Учитель называет в любом порядке животных, дети глазами ищут этого героя.
- Но молчат лесные жители, видно хотят, чтобы вы помогли Ивану Царевичу. Поможем? (Да.)
3. Работа в группах.
Карточки для групп.
|
|
|
|
|
Обсуждаем в группе. Как только музыка прекращается, обсуждение заканчивается.
С обратной стороны карточек – буквы К, О, Щ, Е, Й. Дети отвечают на вопросы и переворачивают карточки, собирают слово “Кощей”.
По ходу ответов, учитель вывешивает на доску обобщающую информацию о звуках и буквах.
|
|
|
- Молодцы! Вы подсказали Ивану Царевичу, что идти надо в царство Кощея. И он отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Мы должны помочь Ивану Царевичу победить все три головы Змея. (Вывешиваю иллюстрацию Змея Горыныча с тремя головами.)
4. а) Найдите верный ответ и запишите его в свою книжку.
Загибаю одну голову.
б) Дощечки. “Какой звук или звуки обозначает буква?”
Звучит музыка. Как только музыка прекращается, обсуждение заканчивается.
Загибаю вторую голову.
в) “Найди пару”.
На окнах – парные согласные. Дети составляют пары по звонкости-глухости.
На доске составляю пары.
З – С | К – Г | Ж – Ш | Т – Д | Ф – В | П – Б |
Загибаю третью голову.
- Пошел Иван Царевич дальше и мы с вами пойдем.
5. Физкультминутка.
Мы с Иванушкой шагаем,
Никогда не устаем.
Руки вверх мы поднимаем,
Приседаем и встаем.
Мы с Иванушкой шагаем,
Мы Ивану помогаем.
Руки кверху поднимаем,
Приседаем и встаем.
Василису мы спасем!
6. – Шел Иван Царевич по лесу, а ему на плечо сел почтовый голубь (вешаю на вертушку). А у него – письмо. Открыл Иван Царевич письмо и чуть не заплакал от радости. Это письмо Василисы. Значит, жива она и ждет его. Вот только прочитать письмо нельзя – некоторые буквы стерлись от дождя и ветра. Помогите Ивану Царевичу.
(У каждого ученика – по письму и одно большое – на доске.)
Письмо: “_дравствуй, мой _ванушка! _не у _ощея очень грустно. _ни стоят ненастные, редко светит солнце. _паси меня, _ванушка!” (Проверка.)
- Какие правила встретились?
7. - Пошел Иван Царевич дальше и встретил Лесовичка. Лесовичок сказал, что укажет дорогу Ивану Царевичу до царства Кощеева, даже клубочек даст, если расскажет Иван Царевич алфавит. Поможем Ивану Царевичу?
(Рассказываем алфавит вслух вместе.)
- Молодцы! И на этот раз вы выручили Ивана Царевича. Пошел Иван Царевич за клубком и мы с вами пойдем.
8. Физкультминутка.
Под музыку выполняем гимнастику для глаз и осанки “Восьмерка”.
9. - Довел клубочек Ивана Царевича до царства Кощея, а на пороге – сам Кощей (вешаю). Удивился уму и смекалке Ивана Царевича, пообещал отдать Василису, коли последнее задание Иван Царевич выполнит.
А задание такое: из данных слов выписать только те, где встречается звук [в?].
(Карточка у всех одинаковая. Дети работают в группах, выписывают слова: Лесовичок, алфавит. При проверке все слова убираю кроме этих.)
[В"] Иванушка Лесовичок Звуки Буквы алфавит |
10. – Пропустил Кощей Ивана Царевича. Он обрадовался, побежал, а где искать Василису не знает. Помогите ему найти Василису. Разгадайте кроссворд. (На доске – мелом.)
Загадки:
- Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
- Зимой беленький, летом серенький.
- Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко, возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней.
- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая, крикунья хрипловатая. Известная персона. Кто она?
- Если б не было его, не сказал бы ничего.
- Какие слова встретились в кроссворде? (Словарные.)
- Так где искать Василису? (В башне.)
(Убираю иллюстрацию башни, а под ней – Василиса.)
IV. Итог урока.
- Ваши знания и умение работать в группе помогли Ивану Царевичу разрушить колдовские чары и спасти Василису.
V. Домашнее задание.
- Все, что понравилось и запомнилось на уроке, нарисуйте в своей книжечке.
Спасибо за урок!