Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Использование в работе информационных технологий раскрывает перед учащимися и учителями школ широкие возможности. Позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, используя динамические модели. В процессе работы с моделями у учащихся возникают чувственные представления о процессах, явлениях и объектах. Именно эти чувственные представления помогают школьникам легче вспоминать большие объёмы информации, изученные на уроках с использованием новых информационных технологий.
На уроках технологии компьютер может служить источником информации для разработки творческих проектов.
Учебный проект дает возможность учащимся сделать что-то интересное, новое самостоятельно или в группе. Позволяет раскрыть свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, умения и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность учащихся направлена на решение интересуемой проблемы, которую необходимо раскрыть, сформулировать цели и задачи своей деятельности, найти способ решения проблемы. Выбирая тему проекта надо учитывать ее практический характер, прикладное значение. Проект должен быть интересен и значим для всех участников проекта.
Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, находить разные способы решения проблемы.
Учителю необходимо представлять с каким материалом (учебники, книги, дополнительная информация) предстоит работать ученикам, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они могут проявить, развить, приобрести.
При работе над проектом можно выделить следующие этапы работы:
- погружение в проект;
- организация деятельности;
- осуществление деятельности;
- презентация результатов.
На первом этапе учитель побуждает в учащихся интерес к теме проекта, расставляет акценты значимости, формулирует проблему проекта. Она формулируется в общем виде. Из нее выделяется ряд подпроблем, которые необходимо решить.
На втором этапе организуется деятельность детей. Они могут работать в группах или индивидуально. Каждому необходимо определить роль в решении подпроблемы. На этом же этапе идет планирование работы по решению задач проекта.
После того как спланирована работа, пора действовать. Это этап осуществление деятельности. Работают учащиеся над проектом самостоятельно. В случае необходимости учитель может помочь правильно сформулировать идею, стать консультантам по необходимости, ненавязчиво проконтролировать выполнение проекта, помочь, если в этом есть необходимость.
Этап презентации заключительный этап в работе над проектом. Он необходим для завершения своей работы, анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения проблемы. Это могут быть плакаты, рисунки, видеосюжеты, газета, костюмы, сценарии. На данном этапе необходимо учить, учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщения, вырабатывать манеру изложения.
В качестве примера рассмотрим работу над проектом по разделу Технологии “Гигиена девушки. Красота и здоровье”, с использованием информационных технологий.
Проект реализуется в рамках изучения темы “Подготовка презентаций в программе Microsoft Power Point” по предмету информатика. Перед учителем стоит задача не только научить учащихся создавать презентации по теме, но и показать практическую, актуальную сторону применения данной программы в жизни. Педагог направляет свою работу на повышение качества образования, изучает и апробирует новые формы работы, использует метод проектов в своей деятельности. Данную форму работы можно использовать при интеграции предметов биология, технология, история, литература, музыка.
Этот проект охватывает следующие учебные темы:
Волосы и уход за ними.
Уход за кожей лица.
Современный макияж.
Комплекс физических упражнений по уходу за своим телом.
Работа может быть рассчитана для учащихся 8-9 классов, продолжительностью 1 месяц.
В начале выдвигается проблема “Легко ли быть красивой?” Перед учащимися стоят следующие вопросы:
Почему прически не всем подходят?
Влияет ли тип волос на уход за ними?
Можно ли создать свой облик за пять минут?
Может ли кожа рассказать о человеке?
Ученицам предлагаются различные темы для самостоятельных исследований:
Основные приемы по уходу за своими волосами.
Форма лица и подбор причесок.
Кожа лица и способы ухода.
Использование макияжа для современной девушки.
Комплекс физических упражнений по формированию правильной осанки.
На последующих уроках идет решение этих вопросов.
Основной дидактической целью по работе над проектом следует выделить формирование здорового образа жизни.
В своей работе перед учителем стоят следующие методические задачи:
Познакомить с основными формами лица.
Рассмотреть основные приемы по уходу за своими волосами.
Научить приемам подбора причесок к своему лицу.
Познакомить с основными этапами ухода за кожей лица.
Показать приемы макияжа.
Приведем примерное планирование уроков по работе над проектом и использование количества времени на каждом уроке.
Формулирование проблемы — 1 урок - 20 минут
Легко ли быть красивой? — мозговой штурм. Вопросы: Что необходимо для создания своего облика? Почему при встрече с человеком обращают внимание на его прическу? Нужен ли макияж девушке? Может ли ваш внешний вид рассказать о вас?
Выдвижение гипотез решения проблемы — 1 урок - 20 минут
В создании своего облика играют роль внешний вид, одежда, манера поведения, красота человека, его лицо, волосы, руки. Человеку необходимо ухаживать за своим телом, волосами, лицом для укрепления своего здоровья, улучшения внутреннего состояния, душевного покоя, внутренней и внешней красоты человека.
Определение творческого названия проекта — 2 урок - 10 минут
Деление на группы форма представления презентации — 2 урок - 10 минут
Обсуждение плана работы в группах — 2 урок - 20 минут
Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав — 3 урок - 20 минут
Обсуждение заданий каждого в группе — 3 урок - 20 минут
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий — 4,5,6 уроки
Самостоятельная работа выполняется на уроках информатики при изучении темы “Подготовка презентаций в программе Microsoft Power Point”. Работы оформляются в виде презентации, буклета.
Подготовка учащихся по отчету о проделанной работе — 6 урок - 20 минут
Защита полученных результатов и выводов — 7,8 уроки
Итогом работы может быть урок-конкурс по защите творческих работ (Приложение 1), сопровождающийся одновременным показам презентации выполненной учителем, где презентации учащихся собраны в одну структурную сеть (Приложение 2).
В качестве оценке творческих работ используются критерии, разработанные заранее. В результате работы над проектом девочки смогут подчеркнуть свою индивидуальность, выглядеть всегда привлекательно.