Урок посвящен 110-летию со дня рождения поэта.
Цели урока:
- повторить материал темы “Системы счисления”,
- знать определение и виды систем счисления,
- уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС.
Образовательные:
- усвоение учащимися понятий системы счисления;
- формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
- уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операции в позиционных СС.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- формирование информационной культуры
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности;
- повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Вид урока: Урок-викторина, выполняя различные задания, учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством замечательного поэта С.А. Есенина.
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере.
Оборудование урока:
- Презентация (Приложение 1)
- Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator, офисная программа MS PowerPoint, графический редактор Paint.
- Персональные компьютеры.
- Литературные источники, использованные при подготовке к уроку
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (том 1), “Кирилл и Мефодий”.
- Мультимедийная энциклопедия “Русская литература 8-11”, “Новый диск”.
- Сергей Есенин “Стихотворения и поэмы”, Художественная литература, Москва 1986 г.
- “Информатика 7-9” Н.В Макарова, Питер 2005 г.
План урока
- Сообщение темы и постановка целей урока - 2 мин.
- Викторина - 25 мин.
- Физминутка (гимнастика перед работой на компьютере)
- Практическая работа на компьютере - 15 мин.
- Подведение итогов урока - 3 мин.
Ход урока
1. Сообщение темы и постановка целей урока.
Здравствуйте, ребята, вы знаете, что в сентябре отмечается дата дня рождения замечательного русского поэта. Поэтому сегодня урок не обычный, он посвящен основным моментами жизни и творчества этого поэта. А чтобы правильно определить, кто это, когда родился и чем занимался, какие стихи писал, вы должны выполнить разнообразные задания. Задания все направлены на формирование знаний, умений и навыков работы с системами счисления.
2. Викторина
Задание 1. Разминка (Устно)
Выберите правильное утверждение (слайд 2).
Система счисления:
- – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.
- – это набор цифр, стоящих на своем месте.
- – это совокупность приемов и правил записи чисел с помощью алфавита.
Ответы:
1 – С.А. Есенин
2 – А.А. Блок
3 - А.С. Пушкин
Сегодня наш урок посвящен 110-летию со дня рождения С.АЕсенина. Тема урока “Есенин - поэт, воспевающий родину” (слайд 3).
Слайд 4 (портрет поэта). На фоне портрета звучит музыка романса “Отговорила роща золотая”.
Слайд 5. Эпиграф к уроку:
Я снова здесь, в семье родной
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Прочитайте эпиграф еще раз, как вы думаете, о чем хотел сказать нам поэт в этих строках?
Ответы учащихся (О любви, о возвращении домой, о родном крае, о семье, которую любит, о крае милом сердцу, что его возвращение даже природа приветствует своей белоснежной рукой)
Задание 2. Выполнив следующее задание, вы сможете определить дату рождения С.А.Есенина (индивидуальная письменная работа в тетради) (слайд 6).
Три числа двоичной системы счисления перевести в десятичную систему счисления.
Первое число это - день, второе число - месяц, и третье – год.
10101
1001
11101100111
Ответ:
10101=1*240*23+1*22+0*21+1*20= 16+0+4+0+1= 21
1001=1*23+022+0*21+1*20=8+0+0+1=9
11101100111 = 1*210+1*29+1*28 +0*27+1*26+1*25+0*24 +0*23+1*22+1*21 +1*20 =1024+512+256+0+64+32+0+0+4+2+1 = 1895
(21 сентября 1895 год)
Задание 3. Выполнив следующее задание, мы узнаем, какой край Есенин считает задумчивым и нежным, а именно где поэт родился. (Слайд 7)
Выполните действие 11001+11111-1100-101. Ответ переведите в десятичную систему счисления.
Ответы: 11001+11111-1100-101=100111 (39).
1. Москва - 42
2. с. Константиново Рязанской губернии - 39
3. Ленинград - 10011
Задание 4. Чтобы узнать к какому социальному слою принадлежала семья С.А.Есенина, вам необходимо решить уравнение. (Слайд 8)
Решите уравнение 12816=Х10. Число Х переведите в двоичную систему счисления.
Решение: 1*162+2*161+8*20=256+32+8= 296
Ответ: 100101000
Ответы:
а) рабочие - 11110000
б) дворяне - 1001110000
в) крестьяне – 100101000
Задание 5. Все мы знаем Есенина, как замечательного, пользующего успехом у читателей поэта. Как начинался его литературный дебют? Есенин пишет стихи с детства, но первое стихотворение печатает в 1914 году в Москве в детском журнале. Как он его назвал, вы узнаете только после выполнения следующего задания.
Задание: Расшифруйте надпись, используя кодировочную таблицу ASC II (работа в парах).
22 81 А5 Е0 А5 А7 А0 22
Ответ: “Береза”. (Слайд 9)
Учащимся раздается кодировочная таблица ASC II.
Задание 6. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с многими поэтами. Человек, которого он встретил, написал эти стихи:
О доблестях, о подвиге, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Его портрет изображен на слайде. (Слайд 10)
Задание: Выполнить сложение 178 и 1716. Ответ перевести в двоичную систему. (Слайд 11)
Решение:
178= 1*81+7*80=15
1716= 1*161+7*160=23
15+23=38 (100110)
Ответы:
- А.А.Блок – 100110,
- И.Д. Сытин - 100000,
- И.С. Никитин - 1001001
Задание 7. Есенин начинает активно работать над изданием своего поэтического сборника. А вот в каком году он его выпустил, и как он называется? (Слайд 12)
Выполните следующее задание:
Запишите число 64, 5 8 в развернутой форме
- 64, 5 8= 6*81+4*80+5*8-1
- 64, 5 8= 6*51+4*50+5*5-1
- 64, 5 8= 6*82+4*81+5*80
Ответ:
- Радуница (1916 г.),
- Голубенье (1918 г.),
- Преображенье (1918 г.)
Задание 8. Творческая карьера С.Есенина имеет грандиозный успех, его стихи читает вся Россия, он певец своей Родины. Воодушевленно встречая революцию, С.Есенин в 1921 г. пишет известную поэму. Как она называется? Портрет человека на слайде напрямую связан с данной поэмой. (Слайд 13)
Декодируйте сообщение:
22 8А У3 Ф3 Ф0 У7 А1 Ф2 22 (“Пугачев”)
Задание 9. Главное событие в жизни Есенина происходит осенью 1921 г., которое меняет жизнь поэта. Он встречает женщину, и та через полгода становится его женой. Есенин с ней уезжает за границу. Как звали женщину, изображенную на портрете? (Слайд 14)
Найти основание р системы счисления и цифру n, если верно равенство:
33m5n + 2n443 = 55424.
Пример выполнен в системе счисления с основанием p, m - максимальная цифра в этой системе.
Решение:
- 55424 - 55424 2 n443 21443 33m5n 33651
Ответы:
1) p=6 m=5 n=1 - Шаганэ
2) p=7 m=6 n=1 - Айседора Дункан
3) p=5 m=7 n=1 - Анна Керн
Задание 10. Возвращаясь на Родину из-за граничного турне, Есенин пишет новые стихи, в них ощущение радости, желание быть певцом и гражданином Родины. В этот период рождаются его лучшие стихи.
Вот строки одного из них:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что так часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
К кому обращены строки этого произведения? И как оно называется? (Слайд 15)
Задание. Найти основание системы счисления, в котором справедливо данное равенство; определить неизвестные цифры, отмеченные звездочками.
24**1 + *235* = 116678
Решение
- 1 1 6 6 7 8 -11 6 6 7 8 2 4 * * 1 24 * * 1 * 2 3 5 * 8 2 3 5 7
Ответ
1) p =9, a1=24321;a2=82357 - Письмо к матери
2) p =10, a1=24321;a2=92357 - Анна Снегина
3) p =9, a1=24321;a2=92357 – к Татьяне.
Молодцы, ребята! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями по информатике и обогатили свои литературные знания, приобрели навык работы с числами в различных системах счисления и узнали о творчестве замечательного поэта.
3. Физминутка.
А сейчас немного отдохнем перед следующей работой.
Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)
1. Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд).
2. Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно. Повторите упражнение еще раз.
3. Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку.
4. Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки.
5. Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть.
4. Практическая работа на компьютере. Творческая работа (групповая и работа в парах).
Класс делится на две группы (по принципу устройства ввода и вывода информации).
(Ребятам даю разрезанные половинки карточки со словами сканер, принтер, монитор, клавиатура, колонки и т.д. Соединив половинки, формируются команды и пары)
Первая команда (карточки устройство вывода информации) работает в Microsoft PowerPoint.
Задание: Создать слайд “С.А Есенин”.
Вторая команда (карточки - устройство ввода информации) работает с графическим редактором Paint.
Задание: Придумать и создать рисунок к стихам С.А.Есенина (Стихи ученики должны приготовить самостоятельно, тем кто забыл выполнить домашнее задание, учитель раздает стихотворения на карточках)
Стихи к творческой работе
Поет зима, аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка,
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней,
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И сниться им прекрасная
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога
Ей сегодня примечталось
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.* * *
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть?
Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
5. Подведение итогов урока.
Отмечаем лучшие работы, если работа не доделана, продолжаем на следующем уроке или во внеурочное время. Выставляются оценки за работу.
6. После урока ребята посмотрели небольшой видеоролик о Сергее Есенине, взятый из мультимедийной энциклопедии “Русская литература 8-11 класс”.