С июня 2006 года в нашей школе начал работать летний лагерь “Радуга” с дневным пребыванием детей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. С этой целью нами было проведено анкетирование (см. ниже).
Программа, по которой мы работали, по своей направленности являлась комплексной, то есть, включала в себя разноплановую деятельность, объединяла различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Концепция программы
Цель:
– создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
– развивать личность ребенка, раскрывать его способности на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных);
– раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.
Основополагающая деятельность:
Коллективно-творческие дела.
КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд во главе с вожатыми. Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров.
Спорт и физкультура.
Проводиться работа по вовлечению детей в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике наркомании, табакокурения, токсикомании.
Основное содержание программы:
Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Так как наш лагерь называется “Радуга”, то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КПД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии.
Примерный перечень мероприятий:
– 1-й день — День открытия лагеря “Радуга”. Знакомство детей с организацией лагеря. Анкета. Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. (К)
– 2-й день — День – природы (посвященный дню защиты окружающей среды). Эти забавные животные (викторина). Зов джунглей (конкурс). (Ж)
– 3-й день — День – эстрады. Концерт КВЧГ (кто во что горазд). Концерт вожатых. Час разучивания новых песен: “Если придется”, “Житейская”. Ярмарка талантов (соревнования) (З)
– 4-й день — День сказок. Брейн-ринг по сказкам. Музыкальная нотка. (К)
– 5-й день — День тайн. Конкурс на самую страшную историю ли тайну. Страшная комната (вожатский сюрприз) (О)
– 6-й день — День народных традиций (посвященный дню России). Конкурс рисунков на асфальте “Я люблю тебя, Россия”. Конкурсная программа “Русские традиции”. (Г)
– 7-й день — День спорта (подготовка к районной спартакиаде). Радужные олимпийские игры. (С)
– 8-й день — День разбойников. Коллективная игра “Найти сокровища” (на свежем воздухе). Шоу сорванцов. Разучивание песни “Раз, и сняли…” Вредные советы. (З)
– 9-й день — День цветных карандашей. Конкурсная программа на номинацию “Веселый художник лагеря”. Выставка рисунков “ Ура! Лето!” (Ф)
– 10-й день — День бантиков. Мультивикторина. Конкурсная программа между отрядами “Я+ТЫ=МЫ”. (К)
– 11-й день — День театра. Старые сказки на новый лад (сценки). Номинация на “Самого веселого артиста” (З)
– 12-й день — День истории города. Скоро 290-лет городу Омску. Конкурс на самую лучшую открытку омичам. (Г)
– 13-й день — День девочек. Конкурсная программа “Золушка лагеря”. (О)
– 14-й день — День памяти (посвященный 22 июня). Митинг на мемориале. Экскурсия в школьный музей.
Беседа “Наши ветераны”, “Улицы героев”. Оформление выставки книг. (Г)
– 15-й день — День здоровья. Беседа “Здоровый образ жизни”. Конкурс рисунков на асфальте. Веселые соревнования на свежем воздухе. Номинация “ Самый сильный”, “Самый ловкий” (С)
– 16-й день — День рыцарей. Конкурсная программа “Рыцарский турнир”. (О)
– 17-й – день — День открытий и творчества. Книга “Рекордов Гиннеса лагеря “Радуга”. (Ф)
– 18-й день — День закрытия лагерной смены. Прощальный концерт. Подведение итогов. Анкета. (К)
№ | День | Символ дня |
В это день проводятся…… |
1 | Коллективный | Красный цвет |
……..коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие. |
2 | Особый | Оранжевый цвет |
…… такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены. |
3 | Житейский | Желтый цвет |
…….такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений |
4 | Задорный | Зеленый цвет |
……смешные конкурсы, веселые мероприятия |
5 | Главный | Голубой цвет |
….. мероприятия патриотического направления |
6 | Спортивный | Синий цвет |
…….спортивные соревнования |
7 | Фантазийный | Фиолетовый цвет |
…………мероприятия, развивающие фантазию детей |
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.
(Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.…) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
Механизм реализации программы:
I. Подготовительный этап включает:
– подбор кадров;
– комплектование отрядов, разработку документации;
II. Организационный этап включает:
– знакомство;
– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
– сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовку дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы:
Дети:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе и в окружающем мире;
– помогают в проведении лагерных и районных мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивать способность доверять себе и другим;
– укрепляют своё здоровье.
Во время реализации воспитанники оформляют уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков на различные темы.
Символики и атрибутики: оформление кабинета и уголка (см. ниже)
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки (см. описание ниже)
Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из родительских средств, фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
2. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
3. Укрепление здоровья воспитанников.
4. Развитие творческой активности каждого ребенка.
5. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
По окончании смены детям предлагается ответить на вопросы анкеты (см. ниже), проанализировать произошедшие за этот период события. Результаты анкеты будут учитываться при организации лагеря на следующий год.
-------------------------------------------------------------------------------------------
Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
– Твои первые впечатления от лагеря?
– Что ты ждешь от лагеря?
– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
– В каких делах ты хочешь участвовать?
– Что тебе нравиться делать?
– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
– Кто твои друзья в лагере? .................................................................................
………………………………………………………………..
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Девиз лагеря: “ Мы как радуги цвета, неразлучны никогда!”
Отряд №1 | Отряд №2 |
“Капельки дождя” | “Лучики солнца” |
Девиз: Капелька по капельке – | Девиз: Солнце в ладонях, сердце в груди |
будет ручеек! | Лучики солнца всегда впереди! |
Символики и атрибутики:
– Оформление игровой комнаты и уголка:
Символы и атрибуты:
– Флаг лагеря: (из атласных ленточек)
– Эмблема лагеря:
– Эмблемы отрядов:
ОТРЯД | ЭМБЛЕМА | ЗНАКИ ОТЛИЧИЯ |
“Капельки дождя” | Смешная тучка с капельками | Дети носят синие значки |
“Лучики солнца” | Смешное солнышко с лучиками | Дети носят желтые значки |
Песня: “РАДУГА”
2. Положу в карман себе я солнечный
фонарик,
Выкрою из неба голубые паруса.
А из облаков себе я сделаю кораблик
И умчусь куда-нибудь, куда глядят глаза.
3. Над мостом серебренным кораблик
раскачаю,
А потом, как с горки, вниз по радуге скачусь,
Поднимусь повыше звезд, луну толкну плечами,
А когда захочется, на землю возвращусь.
4. А когда глаза свои тихонько
приоткрою
Никому не верю я, что это только сон.
Улыбнусь мечте своей, ладошками прикроюсь,
И увижу радугу я из своих окон!
Правила поведения в лагере:
– Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 8.30. Уходить по разрешению воспитателя.
– Обязательно иметь головной убор.
– Подчиняться требованиям воспитателей.
– Соблюдать технику безопасности.
– Беречь имущество.
– Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.
– Соблюдать правила гигиены.
Законы лагеря:
Закон “ноль-ноль” (закон точности).
Закон территории (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность).
Закон земли (охрана природы)
Закон поднятой руки (внимание, прошу слова).
Закон рука об руку (все делать вместе, сообща).
Закон доброго отношения.
Закон здорового образа жизни.
Закон свободы слова.
Закон уважения личности человека, чужого труда, чужого мнения.
Режим дня лагеря:
8.30–9.00 Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
9.00–9.15 Пора – пора на линейку, детвора!
9.15–10.00 Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот!
10.00–12.00 Лучше отряда нет на свете
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
12.00 – 12.30 – Лишь заслышав зов игры,
На улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных!
12.30 – 13.00 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Если хочешь быть здоров – занимайся!
13.00– 13.30 Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
13.30– 14.30 Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет…
14.30 До свидания! До новых встреч!
Права радужат:
Права безопасности жизни. Право свободного общения
Права уважения личности. Право на информацию
Право творческого созидания. Право на инициативу
Право познания. Право быть счастливым
Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.
Анкета (последний день смены):
I. Вариант
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?
Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
II. Вариант
Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.
– Что было самым важным для тебя?:
В этом лагере______________________________________________
В твоей семье_____________________________________________
В отношениях между людьми
– Что ты запомнил больше всего? ________________________________________
– Переживал ли ты здесь такие состояния?:
Восторг/ Потрясение/ Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/ Уверенность в себе/
/“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ (подчеркни)
– Что нового ты узнал про себя?
– Что изменилось в тебе?
– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо” (постарайся выбрать трех самый важных для тебя людей из лагеря)
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)_________________________
– СПАСИБО! за___________________________________(КОМУ?)________________________
– Закончи предложения: Я рад, что …………………………………………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………...
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература:
1.Ах, лето! Работа с детьми загородных и пришкольных лагерях / авт. – сост. С. В. Савинова, В.А Савинов. - Волгоград: Учитель, 2004.
2. Заместитель директора школы по воспитательной работе./ Научно-методический журнал № 2, 2005 г.