Тема урока: "Виды треугольников"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

1. Обобщить знания, полученные при изучении тем: “Виды треугольников”, “Построение треугольников”, “Пирамида. Развёртка пирамиды”, “Площадь”.

2. Закрепление умения пользоваться линейкой, циркулем и транспортиром.

3. Развитие пространственного воображения при построении объёмного тела (пирамиды) из отдельных палочек.

Ход урока:

(В плане урока проставлены номера слайдов полной версии презентации)

1. Организационный момент.

А. Проверка оборудования.

– Проверить в наличии линейки, циркуля, транспортира у учащихся.

– Наличие чертёжной бумаги для построений.

– У всех ли на столе есть шаблоны треугольников под номерами №1, №2, №3 и шаблона развёртки тетраэдра для проверки практической работы учащихся.

– Есть ли в наличии набор палочек для практической работы.

Б. Знакомство учащихся с новым учеником.

– Познакомьтесь с новым учеником нашего класса Ваней Петриковым. Он к нам приехал из другого города. Давайте поможем ему влиться в наш коллектив и познакомим его с предметом “Математика и конструирование”. (На экране слайд №1)

2. Повторение пройденного материала “Виды треугольников”.

– Какие виды треугольников вы знаете? (Слайд №2)

(Треугольники бывают: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные, равнобедренные, равносторонние) (Слайд №3)

– Какие виды построения треугольников вы знаете? (Слайд №4)

(построение треугольника по трем заданным сторонам;

построение треугольника по двум сторонам и углу между ними;

построение треугольника по двум углам и стороне между ними). (Слайд №5)

3. Практическая работа “Построение треугольников”.

Инструктаж по охране труда. (Слайд №6)

Какими инструментами мы пользуемся при построении треугольников?

Какие меры безопасности мы должны помнить и соблюдать?

А. Построение треугольника по трём заданным сторонам.

– Как построить треугольник по трём заданным сторонам? (Слайд №7)

(Строим в тетради первую известную сторону треугольника. Затем проводим полуокружность с центром в начале отрезка и радиусом равным длине второй стороны. Проводим полуокружность с центром в конце отрезка и радиусом равным длине третьей стороны; при пересечении полуокружностей образовалась точка пересечения; соединяя точку пересечения с концами отрезка, мы получаем треугольник с заданными сторонами).

-Давайте ещё раз посмотрим на экране последовательность построения, чтобы Ваня Петриков лучше усвоил построение треугольника по трём сторонам. (Слайд №8)

– Постройте треугольник по трём заданным сторонам:

a=5см, b=4см, c=6см.

Проверка. (Слайд №9

Найдите на парте шаблон треугольника под номером №1. Наложите шаблон на свой построенный треугольник. Если шаблон совпал с вашим построенным треугольником, то вы построили треугольник правильно. Молодцы!

Б. Построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

– Как построить треугольник по двум сторонам и углу между ними? (Слайд №10)

(Вначале строим в тетради первую известную сторону треугольника. От конца стороны с помощью транспортира откладываем заданный угол, получаем новую точку. Соединяем точку в начале отрезка с новой полученной точкой, проведя через них луч. На луче откладываем заданную вторую сторону. Затем соединяем концы отрезков третьей стороной. Получаем заданный треугольник.)

– Давайте ещё раз посмотрим на экране последовательность построения, чтобы Ваня Петриков лучше усвоил построение треугольника по двум сторонам и углу между ними. (Слайд №11)

– Постройте треугольник по двум сторонам и углу между ними:

a=5см, c=7см, <А =60о.

Проверка. (Слайд №12)

Найдите на парте шаблон треугольника под номером №2. Наложите шаблон на свой построенный треугольник. Если шаблон совпал с вашим построенным треугольником, то вы построили треугольник правильно. Молодцы!

В. Построение треугольника по двум углам и стороне между ними.

– Как построить треугольник по двум углам и стороне между ними? (Слайд №13)

(Вначале строим отрезок равный известной стороне. От его концов откладываем заданные углы. Получаем новые точки. Через эти точки откладываем лучи с началом в концах отрезка. Пересекаясь, лучи дают нам новую искомую точку. Соединяем точку с концами данной стороны. Получаем искомый треугольник)

– Давайте ещё раз посмотрим на экране последовательность построения, чтобы Ваня Петриков лучше усвоил построение треугольника по двум углам и стороне между ними. (Слайд №14)

– Постройте треугольник по двум углам и стороне между ними:

<А = 45о, <С = 60о, с = 6 см.

Проверка. (Слайд №15)

Найдите на парте шаблон треугольника под номером №3. Наложите шаблон на свой построенный треугольник. Если шаблон совпал с вашим построенным треугольником, то вы построили треугольник правильно. Молодцы!

4. Физкультминутка. (Слайд №16 анимирован звуком)

Физкультминутка проводится с использованием перекрёстных движений под руководством учителя.

5. Упражнение на развитие пространственного воображения. (Слайд №17)

– Постройте с помощью шести палочек четыре равносторонних треугольника.

Проверка. (Слайд №18)

Можно построить объёмное тело – пирамиду тетраэдр.

– Что можно рассказать про тетраэдр? (Слайд №19)

У тетраэдра рёбер-6, вершин-4, граней-4. (Слайд №20)

6. Практическая работа. Построение развёртки тетраэдра.

– Как построить развёртку тетраэдра со стороной равной 3см? (Слайд №21)

(Развёрткой тетраэдра является равносторонний треугольник, где длина равна двум длинам ребра тетраэдра, т.е.6см. Строим равносторонний треугольник с заданной стороной 6см. Вначале откладываем заданную сторону 6см. Затем от концов отрезка проводим полуокружности с радиусом равным данной стороне 6см. Полученную точку пересечения соединяем с концами отрезка. Затем каждую сторону треугольника делим пополам, т.е. по 3см. От концов отрезка проводим полуокружности с радиусом равным 3см, которые будут делить стороны пополам. Соединяя полученные точки, мы получаем развёртку тетраэдра.)

– Давайте ещё раз посмотрим на экране последовательность построения, чтобы Ваня Петриков лучше усвоил построение развёртки тетраэдра. (Слайд №22)

– Постройте развёртку тетраэдра со стороной равной 3см. (Слайд №23)

Проверка. (Слайд №24)

– Найдите на парте шаблон развёртки тетраэдра. Наложите шаблон на свою развёртку. Если шаблон и ваше построение совпадают, то вы построили развёртку правильно.

7. Повторение темы: “Площадь поверхности”.

– Как найти площадь поверхности тетраэдра, если известна площадь одной её грани

S (одной грани) = 4см2. (Слайд №25)

(S (тетраэдра) = 4см2 х 4грани тетраэдра, S(тетраэдра) = 16 (см2)). (Слайд №26)

8. Подведение итогов проведённого урока.

– Какие темы повторили на уроке?

– Какие затруднения были во время урока?

– Какими инструментами пользовались при построении треугольников?

– Что понравилось на уроке?

9. Домашняя работа. (Слайд №27)

– Начертите развёртку тетраэдра на чертёжном листе.

– Вырежьте её, не забыв начертить клапана.

– Склейте модель тетраэдра.

Приложение 1 (сокращенная презентация)

Приложение 2 (полная презентация)

Фото