Перед педагогом стоит множество задач! Кроме обучения и воспитания, учителя всегда волнуют условия, в которых бы дети обучались с удовольствием и радостью. Для этого он занимается обустройством и оформлением кабинета. Я убеждена, что качество подготовки обучающихся, их психологический настрой на учёбу зависят от многих факторов, в том числе и от того, в каких условиях, обстановке, атмосфере они будут формироваться.
Кабинет начального обучения должен быть уютным, логичным в конструктивном отношении, лаконичным в исполнении и предельно простым. Педагог оформляет кабинет так, чтобы у ребёнка всегда было желание приходить в него и чувствовать себя комфортно.
В своём выступлении я хочу обратить внимание педагогов на оформление части школьного кабинета - “Классного уголка”. Руководствуясь своим опытом и проанализировав 5 выпусков учащихся, я пришла к выводу, что: во-первых, оформление уголка для меня всегда было делом значимым и важным, требующим особого подхода и кропотливого труда. Ведь правильно оформленный уголок несёт разностороннюю, а, значит, и полезную информацию для ребенка. во-вторых, если раньше на страницах методической литературы по начальному образованию можно было встретить информацию об оформлении уголка, о требованиях к нему, то сейчас таких статей, в которых педагоги делились бы опытом оформительской работы, почти нет. в-третьих, у нас в школе ежегодно проводится смотр-конкурс “Классных уголков”, в котором мой кабинет ни раз занимал призовые места.
Цель моей работы по оформлению уголка: создать “Классный уголок”, как средство педагогического сопровождения результативности учебно-воспитательного процесса младших школьников.
Задачи:
- расширять информационное поле учащихся;
- повышать результативность учебно-воспитательного процесса школьника, совершенствовать работу с родителями;
- развивать творческие способности обучающихся.
На мой взгляд, в начале моей педагогической деятельности существовали определённые стандарты рубрик для школьных уголков, и мы старались их придерживаться. Сейчас таких стандартов нет, поэтому учитель может проявлять свою фантазию и оформлять уголок с пользой дела.
Чтобы он всегда вызывал интерес у ребят, надо советоваться с ними, обсуждать те материалы, которые хотим поместить в уголке. Очень часто тематика оформления зависит от самих детей. Но основные рубрики, на мой взгляд, должны исходить от самого учителя. Интерес поддерживается ещё и тогда, когда материалы уголка совершенствуются, дополняются, меняются. Поэтому оформительской работой приходится заниматься регулярно.
Я считаю целесообразным принимать помощь и идеи, предлагаемые родителями. Ведь им интересно и полезно знать, как их дети умеют трудиться. Когда набираю первоклассников, часто слышу просьбу о размещении в уголке информации для родителей. Тогда появляются такие рубрики, как “10 заповедей для родителей”, “Родители- первые учителя детей”, “Советы родителям”, “Памятка для родителей первоклассника” и т. д.
Подбор тем и материала для уголка 1 - 2 классов отличается от тем 3 - 4 классов. Сначала оформляю в игровой форме, чтобы детям было доступно и понятно, а потом появляются рубрики серьёзнее, сложнее, содержащие познавательный материал, необходимый для расширения кругозора ребёнка.
Но для какого бы класса ни оформлялся уголок, я всегда стараюсь придерживаться единых требований:
- оформлять эстетично;
- не придерживаться единых стандартов, а подходить творчески;
- материалы должны отражать всесторонние интересы ребёнка;
- обдумывать каждый пункт с точки зрения: нужен ли выбранный материал учащемуся в данный момент и вызовет ли он интерес;
- подобранная тематика должна быть “ориентиром” не только во внеклассной жизни, но и являться “помощником” в обучении.
Исходя из этого, в “Классном уголке” находят своё отражение и учёба, и внеклассная жизнь ребят. Я очень ценю такую рубрику, как “Наше творчество”. Её назначение - отразить творчество детей. Они стремятся к тому, чтобы их работы (ими могут быть лучшие аппликации с уроков труда, сочинения на различные темы, рисунки, даже стихи собственного сочинения) могли появиться на этом месте. С удовольствием оформляем стенд с лучшими тетрадями, прописями. Заметно, что это вдохновляет учащихся, они гордятся своими достижениями. За ними тянутся те, у кого ещё не всё получается при работе в тетради.
Результаты правильного подхода к оформлению уголка:
- дети гордятся своими достижениями, успехами;
- стремятся быть лучше, результативнее;
- стараются быть полезными, проявляя своё творчество и инициативу в оформлении уголка.
Я предлагаю вариант оформления “Классного уголка” для 1-2 классов. Он в школьном конкурсе занял 1 место, и ознакомиться с ним заходили не только учителя начальных классов, но и учителя среднего звена. Данная тематика оформления была вызвана тем, что в 1 классе детей нашей школы принимают в ряды детской школьной организации “Муравейка”.
(Фото общего вида уголка. Приложение)
Муравьи - очень дружный и трудолюбивый “народ”. Знакомимся с некоторыми особенностями их жизни. В связи с этим выбрали девиз:
“Наша дружба – соль всего: один за всех и все за одного”.
Солнышко – символ счастья для детей - муравьишек.
(Фото центрального стенда уголка. Приложение)
Муравьи – дети. 12 мальчиков (в кепочках) и 9 девочек (с бантиками). Каждый занят своим делом. Они разбрелись по всей лесной полянке-стенду. Но центром их жизни, как и в природе, является муравейник. Неподалёку растёт дерево “Наших увлечений”. На его плодах расписаны посещаемые детьми кружки, секции. Рядом можно ознакомиться с расписанием уроков и звонков. На пенёчке видны результаты дежурства муравьишек по классу. Часто, после наведённого порядка в классе, оценку ребята выставляют сами.
На двух спелых ягодках расписаны фамилии учащихся по подгруппам для посещения иностранного языка. А рядом красавец-боровичок по прозванью “здоровячок”. Как счастливы дети, когда по окончании четверти на крепенькой ножке грибка появляется их фамилия! Это означает, что они в течение четверти не пропустили ни одного урока. А на итоговой линейке им присваивается звание “Муравейка-здоровейка”.
Самые трудолюбивые муравьи поливают цветок успеха. Количество его лепестков зависит от количества хорошистов и отличников. Чтобы не редели лепестки, каждый листик цветка ободряюще твердит “Так держать!”.
“Делу - время, потехе - час” - такова пословица. Поэтому и отдыхать надо с пользой. Муравейки смастерили воздушных змеев и запускают их в небо. Не забывая девиза о дружбе, они напевают песни на эти темы (“Вместе весело шагать”, “Дружба крепкая”). На стенде, как памятка, прикреплена песня нашей детской школьной организации. Её слова на мотив песни “Чунга-Чанга” ребята знают наизусть. Общая фотография класса тоже есть. Всё это создаёт и поддерживает хорошее, доброе настроение!
(Фото левого и правого стендов. Приложение )
Назначение двух боковых стендов - отражение ежедневной жизни класса. На них мы поместили поздравления с днём рождения, благодарности родителям за помощь учителю в делах класса и оформлении кабинета. Здесь же ведём наблюдение за погодой дня. Помогает в этом “Календарь природы” на магнитной основе. Работа с ним доставляет детям большое удовольствие. Часто ребёнок ждёт своей очереди дежурства, чтобы иметь возможность поработать с календарём.
В рубрике “Наши победы” - почётные грамоты, благодарности, дипломы, которые мы заслужили во внеклассных мероприятиях. Часть этого стенда посвящена чтению, читательской деятельности ребят. Здесь можно прочитать правила обращения с книгой, получить совет, как читать книгу и видеть свои результаты (нормы на данный момент) техники чтения. Здесь же помещаем темы либо готовящихся мероприятий, либо темы уроков, требующих некоторой подготовки.
В 3 – 4 классах тематика рубрик меняется, дополняется. Т. к. ученики являются членами организации “Муравейка”, то появляется кармашек “Всё о муравьях”. Дети из различной литературы добывают интересную информацию из жизни муравьёв, знакомят с ней одноклассников. Полезной может быть рубрика “Что надо знать!”. Это своеобразный “узелок на память” с уроков русского языка, математики. Любят ребята фотостенд, на котором помещаются фотографии незабываемых моментов школьной жизни.
Если применить свои творчество и фантазию, оформить “Классный уголок” можно на самую разную тему. Но делать это надо с душой, интересом, тогда и у ребят появится увлечённость в его оформлении и существовании. Я придерживаюсь всегда правила: после оформления подробно знакомлю ребят с каждой рубрикой, объясняя, почему и для чего она нужна в данный момент.
Буду очень рада, если мои пожелания и советы пригодятся классным руководителям в их педагогической деятельности!