Общие положения
Важнейшим компонентом цепочки непрерывного воспитания и образования являются профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессиям декоративно-прикладного промысла. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-трудовой процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.
Профессиональная проба проводится на трех уровнях в IX классах. Программа профессиональной пробы включает комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций, проявляющих профессионально важные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащегося конкретной профессии.
Программа профессиональных проб включает занятия по введению в профессию резчика народных промыслов, технико-технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определённых профессиональных навыков и умений.
1-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
(учащиеся, желающие освоить 1-й уровень профессиональной пробы)
Цель: ознакомить с промыслами, традициями, условиями труда, инструментами, технологией производства. Научить основным приемам и правилам выполнения резьбы. Познакомить с растительным и геометрическим орнаментами.
Тематический план
№ п/п |
Темы занятий | Количество часов | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство с промыслами, мастерами и производством. Посещение музеев. Просмотр фильмов, слайдов, вырезок, видео сюжетов. | 1 |
||
2. | Организация труда. Ознакомление с условиями труда, рабочим местом, набором инструментов, техникой безопасности. Требования профессии к человеку. | 1 | ||
3. | Выполнение
профессиональной пробы 1-го уровня. Основные
правила и приёмы выполнения резьбы. Знакомство с
основами композиции. Отработка геометрического орнамента. Отработка растительного орнамента. |
4 | ||
4. | Выполнение контрольного задания для 1-го уровня. Самостоятельно выполнить резьбу на основе полученных навыков резьбы и составления композиции. | 3 | ||
5. | Анализ выполнения
контрольного задания. Выбор приёмов, освоенных элементов геометрического или растительного орнаментов, правильность составления композиции с учётом формы изделия, индивидуальность. |
1 | ||
Выполнение профессиональной пробы 1-го уровня | ||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | ||
1. Основные правила и приёмы
выполнения резьбы. Знакомство с основами композиции |
||||
Задание. Освоить правила и приёмы резьбы по дереву. | Задание. Выполнение приёмов резьбы по правилам, с которыми ознакомились. | Задание. Резьба по дереву на дощечках-тренажёрах. | ||
Условие. Выполнение приёмов резьбы учителем, после чего учащемуся предлагается повторить показанный приём. | Условие. Выполнение резания простых элементов с учётом направления волокон древесины. | Условие. Выполнить резьбу, соблюдая основные правила. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если резьба исполнена четко, с соблюдением технологических особенностей. | Результат. Задание считается выполненным, если проявляются самостоятельность и вариативность. | Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует технологическим и эстетическим требованиям | ||
2. Отработка геометрического орнамента | ||||
Задание. Освоить элементы геометрического орнамента: тонкая линия, сеточка, штрихи, завитки, геометрические фигуры | Задание. Составить композицию геометрического орнамента. | Задание. Выполнить резьбу, используя элементы геометрического орнамента. | ||
Условие. Выполнение элементов геометрического орнамента учителем, после чего учащийся повторяет показанные приёмы. | Условие. Использование знакомых элементов геометрического орнамента. | Условие. Самостоятельно оформить поверхность изделия элементами геометрического орнамента. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если элементы орнамента выполнены четко. | Результат. Задание считается выполненным, если орнамент составлен правильно, выдержана композиция с учётом вариативности | Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия и выполнена с учётом вариативности. | ||
3. Отработка растительного орнамента | ||||
Задание. Освоить элементы растительного орнамента: лист, веточка, цветок, бутон, колосок… | Задание. Составить композицию на тему “Осенний букет” с учётом освоенных элементов растительного орнамента. | Задание. Выполнить резьбу подарочного панно. | ||
Условие. Элементы орнамента демонстрируются учителем, затем выполняются учащимися. | Условие. Использовать освоенные элементы орнамента с учётом вариативности. | Условие. Самостоятельно разработать оформление поверхности панно элементами растительного орнамента. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если элементы выполнены правильно. | Результат. Задание считается выполненным, если “осенний букет” композиционно завершён с учётов вариативности. | Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует форме изделия с учётом вариативности. |
2-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
(учащиеся, успешно освоившие 1-й уровень профессиональной пробы)
Цель: совершенствовать приёмы использования различных орнаментов в резьбе, самостоятельно разрабатывать композиции резьбы с учётом вариативности, знать технологический процесс и последовательность выполнения плоскорельефной, скульптурной резьбы средней сложности. Познакомить с традициями народных промыслов.
Тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
1 | Вводное занятие. Перспективы развития народных промыслов: внешнеэкономические связи, кадры, экономика. | 1 | ||
2 | Творческая мастерская. Знакомство с мастерством резчиков по дереву, индивидуальные особенности художественного исполнения изделий мастерами, наблюдение за работой мастеров. | экскурсия | ||
3 | Выполнение профессиональной пробы 2-го уровня. Резьба сюжетной композиции Выполнение мелкой скульптурной пластики |
4 | ||
4 | Выполнение контрольного задания для 2-го уровня. Резьба сюжетной композиции |
3 | ||
5 | Анализ выполнения контрольного
задания. Индивидуальная защита выполненных работ, краткий разбор оформленных изделий учителем, индивидуальность и творческий подход к выполнению задания, отбор для прохождения 3-го уровня профессиональной пробы, выставка лучших работ. |
2 | ||
Выполнение профессиональной пробы 2-го уровня | ||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | ||
1. Резьба сюжетной композиции | ||||
Задание. Освоить приемы переработки природных форм в декоративные образы, принципы разработки сюжетной композиции. | Задание. Разработать свою декоративную композицию. | Задание. Выполнить резьбу сюжетной композиции. | ||
Условие. Под руководством учителя разработать сюжетную композицию. | Условие. Самостоятельно разработать содержание сюжетной композиции. | Условие. Передать в резьбе реальное впечатление сюжетных мотивов, используя вариативность. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если разработанная композиция даёт чёткое представление о задуманном сюжете. | Результат. Задание считается выполненным, если достаточно полно передан характер задуманного сюжета. | Результат. Задание считается выполненным, если автор, используя вариативность, смог выявить характер резьбы и наиболее верно соединил элементы орнамента с сюжетными мотивами. | ||
2. Выполнение мелкой скульптурной пластики | ||||
Задание. Освоить приёмы резьбы мелкой скульптурной пластики. | Задание. Выполнить резьбу скульптурной пластики с раскрытием содержания образа. | Задание. Выполнить резьбу “Барыня и Гусар” (Владимирская игрушка). | ||
Условие. Самостоятельно разработать отдельные детали резьбы, передать характер пластики, настроение. | Условие. Выполнение резьбы с учётом вариативности. | Условие. Передать характер скульптурной композиции | ||
Результат. Задание считается выполненным, если детали резьбы передают пластику скульптуры. | Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует характеру и содержанию скульптуры. | Результат. Задание считается выполненным, если резьба соответствует заданному сюжету. |
3-й уровень профессиональной пробы – 10 часов
(учащиеся, успешно освоившие 2-й уровень профессиональной пробы и желающие овладеть мастерством домовой резьбы.)
Цель: совершенствовать мастерство художественной обработки изделий на основе авторских разработок, создание новых форм художественных изделий. Познакомить с традициями Русского “потешного” промысла.
Тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с историей народного “потешного” промысла, традиции русских мастеров-игрушечников, просмотр фильмов, фотографий. | 1 | ||
2 | Индивидуальная работа учителя с учащимися. Обучение более сложным, отточенным художественным приёмам резьбы, построению сложных композиций. | 4 | ||
3 | Выполнение профессиональной
пробы 3-го уровня. Разработка фасада крестьянской избы. Резьба плоских изделий крупных форм. |
4 | ||
4 | Анализ выполнения
квалификационной работы. Оценка творческой деятельности учащегося. Рекомендации для поступления в художественные училища. Организация выставки работ. |
1 | ||
Выполнение профессиональной пробы 3-го уровня* | ||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | ||
1. Резьба плоских изделий крупных форм | ||||
Задание. Освоить приёмы составления орнаментов прорезной резьбы на поверхности изделия. | Задание. Детально разработать узор в эскизе в соответствии с выбранной формой. | Задание. Выполнить резьбу наличника (круглого) окна. | ||
Условие. Самостоятельно продумать соотношение сквозных элементов и поверхности материала. | Условие. Выбрать изделие и детально продумать его резьбу. | Условие. Показать знания и умения использовать приёмы резьбы. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если резьба отличается выразительностью, разумным сочетанием контрастов. | Результат. Задание считается выполненным, если резьба даёт впечатление полной слитности формы и декора. | Результат. Задание считается выполненным, если резьба наличника окна носит завершённый характер. | ||
2. Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома | ||||
Задание. Разработка авторского эскиза отдельного элемента фасада дома. | Задание. Разработка авторского эскиза элементов фасада дома. | Задание. Разработка авторского эскиза фасада крестьянского дома. | ||
Условие. Эскиз выполняется на бумаге, учитывая возможности технологического процесса изготовления элемента фасада. | Условие. Эскиз отвечает особенностям домовой резьбы. | Условие. Эскиз выполняется каждым учащимся самостоятельно. | ||
Результат. Задание считается выполненным, если элемент фасада в эскизе отвечает технологическим требованиям. | Результат. Задание считается выполненным, если элементы фасада в эскизе выдержаны в традициях домовой резьбы. | Результат. Задание считается выполненным, если фасад дома в эскизе строго индивидуален. |
*
Примечание. Учитель при проведении профессиональных проб 3-го уровня большее внимание уделяет творческим способностям учащихся, развитию индивидуальности, совершенствованию мастерства.В профессиональной пробе выделяются три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный.
Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определённых профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приёмов работы инструментами, используемыми в профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Ситуативный аспект воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в неё. Выполнение этих заданий требует от учащихся определённых мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретённых в процессе подготовки к выполнению проб.
Функциональный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности. Соответствующие задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности установки, цели и мотивы, определяющие направленность на эту деятельность.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы.
Рассматривая профессиональную пробу как завершённый цикл конкретных действий, предусмотрены её диагностические и обучающие возможности. Кроме того, профессиональная проба, моделирующая реальную профессиональную деятельность, стимулирует формирование адекватной самооценки уровня готовности к избираемой профессии и способствует реализации принципа свободного профессионального выбора.
Программа профессиональных проб разработана в соответствии с основными требованиями к профессиям. Пробы осуществляются в два этапа: подготовительный, в котором выделяется диагностическая и обучающая часть, и практический.
Практический этап пробы состоит из заданий трёх уровней сложности. Задания 1-го уровня требуют от учащихся сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя. Задания 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. При выполнении заданий 3-го уровня сложности от учащихся требуется планирование своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов деятельности.
При организации и проведении профессиональных проб необходимо учитывать субъективные и объективные факторы, влияющие на продуктивность их выполнения. К субъективным относятся факторы, определяющие индивидуальную психофизиологическую готовность школьников к выполнению профессиональных проб. Объективные факторы влияют на рациональный и качественный подход к реализации профессиональных проб.
В основу профессиональных проб положены идеи профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации.