Обучение грамоте по теме: "Звуки [м], [м'], буквы М, м"

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м’] и буквами М, м; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, схемы, буква М в форме весёлого человечка, карточки со слогами.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний, умений и навыков.

1. Игра “Гласные – неясные”

Вот пять артистов перед вами,
Вы ни секунды не теряйте
Буквы гласные раздайте.
(Приглашаются в игру
Только о, е, а, и, у) (рис. 1)

Рисунок 1

2. Работа над произношением.

- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:

“Мама мыла Милу мылом.

Мила мыло не любила”.

- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?

Дети повторяют эту скороговорку, четко произнося каждый звук.

III. Изучение нового материала.

1. Выделение звуков [ м ], [ м’] из слов ДОМ и СЕМЬ.

(на доске предметная картинка с изображением семиэтажного дома и схемы).

- Ребята, отгадайте загадку:

Рисунок 2

Много, много окон в нём
Мы живём в нём. Это… (дом). (рис. 2)

- Произнесем ещё раз слово ДОМ.

- Какой звук слышится на конце этого слова?

- Какой это звук? (согласный, твёрдый)

Дети объясняют по схеме.

- Сколько этажей в нашем доме? (семь)

- Произнесём ещё раз слово СЕМЬ.

- Какой звук слышится на конце этого слова? (звук [м’] )

- Какой это звук? (согласный, мягкий).

Рисунок 3

Дети объясняют по схеме. (рис.3)

-Вспомните скороговорку про Милу.

- Назовите слова из этой скороговорки, в которых звук [м] – твёрдый. (мама, мыла, мылом, мыло.)

- А теперь слова, в которых звук [м’] – мягкий. (Мила)

Физкультминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

2. Знакомство с буквой М.

Рисунок 4.

- Согласные звуки [м], [м’] на письме

обозначаются буквой М.

Учитель показывает букву М

(буква в форме весёлого человечка). (рис. 4)

- Здравствуйте, ребята! Я буква М.

(Учитель с буковкой проходит по рядам и здоровается с детьми)

Я хочу с вами подружиться и показать, где живу.

Вот мой домик в “ленте букв”, а вот моё место в алфавите.

(Учитель показывает место буквы М в “ленте букв” и в алфавите)

- Ребята, а ведь у буквы М сегодня День рождения.

- Что мы ей подарим?

Дети называют слова – подарки, в названиях которых встречается буква М. (машинка, мяч, медвежонок, матрёшка, мозаика и т.д.)

- Спасибо, ребята, за подарки.

3. Чтение слогов – слияний.

- Вернёмся к нашему высотному дому и посмотрим, что за жильцы там живут. (рис. 2)

Учитель вставляет в балкончики карточки, на которых написаны слоги.

Дети хором читают слоги – слияния.

Закрепление.

1. Работа по “Азбуке”. (Стр. 88-89.)

Чтение слов в столбиках. (Стр. 89).

- Прочитайте слова в столбиках. Какое из этих слов самое дорогое?

Дети называют слова мама, мир.

- Ребята, а кто знает, что такое метро?

Рассказ учителя: “Метро или метрополитен – это городская электрическая железная дорога, которая находится под землёй.

Строят метро в очень крупных городах. Одним из таких городов является Москва.

Чтение текста на стр. 89, анализ прочитанного по вопросам.

Физкультминутка.

2. Путешествие по Москве.

- Предлагаю вам попутешествовать по Москве. Возьмём с собой и букву М, она нам покажет некоторые достопримечательности Москвы.

Рассказ ведется от лица буквы М: Москва – столица нашей Родины. Это очень большой и красивый город. Главное место, где стараются побывать все гости Москвы – это Красная площадь. Чтобы добраться до Красной площади, мы воспользуемся метро. Отыскать его в Москве очень легко.

Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М. (рис. 5)

Рисунок5

- Вот мы и добрались до Красной площади. Это самая главная площадь Москвы. Здесь возвышается самая красивая и стройная башня Кремля – Спасская. На этой башне установлены Кремлёвские куранты (рис.6). Здесь же на площади находится Собор Василия Блаженного.

Рисунок 6

Дети рассматривают иллюстрацию на стр. 88-89.

- Пройдя немного по Красной площади, мы попадём на территорию Кремля. Здесь мы увидим уникальные исторические памятники.

Рисунок 7

- Это Царь-колокол. Он был отлит из бронзы очень давно. Во время пожара он треснул и от него откололся кусок (рис.7).

Рисунок 8

– Ещё один исторический памятник: Царь-пушка. Она была отлита тоже очень давно для защиты Кремля от врагов (рис. 8).

- Очень много интересного ещё можно увидеть в Москве, но нам пора заканчивать наше путешествие.

V. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Спасибо за урок.