Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м’] и буквами М, м; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, схемы, буква М в форме весёлого человечка, карточки со слогами.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Актуализация знаний, умений и навыков.
1. Игра “Гласные – неясные”
Вот пять артистов перед вами,
Вы ни секунды не теряйте
Буквы гласные раздайте.
(Приглашаются в игру
Только о, е, а, и, у) (рис. 1)
Рисунок 1
2. Работа над произношением.
- Ребята, внимательно послушайте скороговорку:
“Мама мыла Милу мылом.
Мила мыло не любила”.
- Какой звук чаще других повторяется в этой скороговорке?
Дети повторяют эту скороговорку, четко произнося каждый звук.
III. Изучение нового материала.
1. Выделение звуков [ м ], [ м’] из слов ДОМ и СЕМЬ.
(на доске предметная картинка с изображением семиэтажного дома и схемы).
- Ребята, отгадайте загадку:
Рисунок 2
Много, много окон в нём
Мы живём в нём. Это… (дом). (рис. 2)
- Произнесем ещё раз слово ДОМ.
- Какой звук слышится на конце этого слова?
- Какой это звук? (согласный, твёрдый)
Дети объясняют по схеме.
- Сколько этажей в нашем доме? (семь)
- Произнесём ещё раз слово СЕМЬ.
- Какой звук слышится на конце этого слова? (звук [м’] )
- Какой это звук? (согласный, мягкий).
Рисунок 3
Дети объясняют по схеме. (рис.3)
-Вспомните скороговорку про Милу.
- Назовите слова из этой скороговорки, в которых звук [м] – твёрдый. (мама, мыла, мылом, мыло.)
- А теперь слова, в которых звук [м’] – мягкий. (Мила)
Физкультминутка.
Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
2. Знакомство с буквой М.
Рисунок 4.
- Согласные звуки [м], [м’] на письме
обозначаются буквой М.
Учитель показывает букву М
(буква в форме весёлого человечка). (рис. 4)
- Здравствуйте, ребята! Я буква М.
(Учитель с буковкой проходит по рядам и здоровается с детьми)
Я хочу с вами подружиться и показать, где живу.
Вот мой домик в “ленте букв”, а вот моё место в алфавите.
(Учитель показывает место буквы М в “ленте букв” и в алфавите)
- Ребята, а ведь у буквы М сегодня День рождения.
- Что мы ей подарим?
Дети называют слова – подарки, в названиях которых встречается буква М. (машинка, мяч, медвежонок, матрёшка, мозаика и т.д.)
- Спасибо, ребята, за подарки.
3. Чтение слогов – слияний.
- Вернёмся к нашему высотному дому и посмотрим, что за жильцы там живут. (рис. 2)
Учитель вставляет в балкончики карточки, на которых написаны слоги.
Дети хором читают слоги – слияния.
Закрепление.
1. Работа по “Азбуке”. (Стр. 88-89.)
Чтение слов в столбиках. (Стр. 89).
- Прочитайте слова в столбиках. Какое из этих слов самое дорогое?
Дети называют слова мама, мир.
- Ребята, а кто знает, что такое метро?
Рассказ учителя: “Метро или метрополитен – это городская электрическая железная дорога, которая находится под землёй.
Строят метро в очень крупных городах. Одним из таких городов является Москва.
Чтение текста на стр. 89, анализ прочитанного по вопросам.
Физкультминутка.
2. Путешествие по Москве.
- Предлагаю вам попутешествовать по Москве. Возьмём с собой и букву М, она нам покажет некоторые достопримечательности Москвы.
Рассказ ведется от лица буквы М: Москва – столица нашей Родины. Это очень большой и красивый город. Главное место, где стараются побывать все гости Москвы – это Красная площадь. Чтобы добраться до Красной площади, мы воспользуемся метро. Отыскать его в Москве очень легко.
Хорошо известно всем,
Где метро, там буква М. (рис. 5)
Рисунок5
- Вот мы и добрались до Красной площади. Это самая главная площадь Москвы. Здесь возвышается самая красивая и стройная башня Кремля – Спасская. На этой башне установлены Кремлёвские куранты (рис.6). Здесь же на площади находится Собор Василия Блаженного.
Рисунок 6
Дети рассматривают иллюстрацию на стр. 88-89.
- Пройдя немного по Красной площади, мы попадём на территорию Кремля. Здесь мы увидим уникальные исторические памятники.
Рисунок 7
- Это Царь-колокол. Он был отлит из бронзы очень давно. Во время пожара он треснул и от него откололся кусок (рис.7).
Рисунок 8
– Ещё один исторический памятник: Царь-пушка. Она была отлита тоже очень давно для защиты Кремля от врагов (рис. 8).
- Очень много интересного ещё можно увидеть в Москве, но нам пора заканчивать наше путешествие.
V. Итог урока.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Спасибо за урок.