Цели:
- формирование понятия о связном тексте на базе сравнительного анализа текста и набора предложений;
- подвести детей к выводам, что предложения в тексте на одну тему и связаны между собой по смыслу.
Задачи:
- Обеспечить усвоение основных задач, входящих в содержание темы урока:
- Способствовать развитию самостоятельности мышления, орфографической зоркости, памяти, речи.
- Создать условия для доброжелательного отношения детей друг к другу, самостоятельности, умение объективно контролировать и оценивать как свои действия, так и действия своих одноклассников.
Оборудование: Раздаточный материал (карточки с предложениями), фигуры солнышек, тучек, таблица.
Ход урока
1. Организационный момент
- Я хочу вас спросить: Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
- Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- А теперь давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас?
- Позволит ли наше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
- Всё наше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучкой (прикрепляю на доске магнитами).
Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
Итак, начнем урок. Откройте тетради, подпишите число.
2. Повторение
Сегодня у нас урок развития речи.
Давайте вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке.
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)
- А по интонации? (восклицательное, невосклицательное)
Прочитайте записи на доске.
Как он красив
Наступила золотая осень
А вы бывали в осеннем лесу
Лес стоит в праздничном наряде
- О чём они?
- Можно ли считать, что это предложения?
- Почему?
- Расставьте знаки в конце каждой записи.
- Можно ли теперь сказать, что у нас получились предложения?
- Прочитайте предложения, которые получились. Постарайтесь голосом передать нужную интонацию.
- А теперь послушайте, какое будет задание:
- Выпишите два предложения: одно повествовательное, а другое вопросительное.
- Какие задания ещё можно выполнить с этими предложениями? (Изменить порядок предложений)
- Расставьте предложения по порядку.
- Прочитайте, что получилось.
- Можно ли сказать, что у нас получилась связь между предложениями?
- Может быть, из вас кто-нибудь знает, как называется эта запись?
3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое текст. Карточка на доске.
- Что бы вы хотели узнать о тексте?
- Сегодня мы узнаем первую тайну о тексте: какую запись можно считать текстом.
А сейчас мы поработаем с нашим помощником – учебником.
Откройте учебник на стр. 9. прочитайте задания упр. №3.
Ученики выясняют, что каждое предложение первой записи рассказывают о чём-то своём, а все предложения второй записи связаны между собой по смыслу, имеют общую тему и что ко второй записи легче подобрать название.
Чтение содержания плаката, который держит Асырк.
- Какую запись можно считать текстом?
Доска. Обобщение правила
ТЕКСТ
ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ ИМЕЮТ ОБЩУЮ ТЕМУ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На зарядку мы поднялись,
Потянулись, приподнялись.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
Выдох, вдох, выдох, вдох.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево тоже надо
Поглядеть из – под ладошек.
И – направо! И ещё.
Через левое плечо!
Хватит. Выдохнуть, вдохнуть.
Работа в тетради на печатной основе с. 56, упр. №71.
Повторение правила о тексте.
-Кто из вас может сейчас отличить текст от любой другой записи? Что такое текст?
Творческая работа. Конверты с предложениями.
У вас на партах лежит конверт. Откройте его. Догадайтесь, какое задание мы сейчас выполним? Посмотрите на условный знак, как мы его будем выполнять? (в парах)
У забора Аня увидела щенка.
Собачка дрожала от холода и голода.
Девочка принесла её домой.
Теперь щенок живёт у Ани.
Ребята нашего класса любят читать.
Повадился в деревню медведь.
Решили охотники поймать зверя.
Ловушку они обмазали мёдом.
Мишка всё съел и был таков.
Тёплый ветер поднял цветочную пыль.
Натаскал медвежонок травинок и листиков в
берлогу.
Лёг в тёмный угол и уснул.
Он не видел, как снег выпал.
Не слышал, как мороз трещал.
Поздней осенью на болотах поспевает клюква.
- Что заметили при составлении текста? (лишнее предложение)
Проверка. Чтение составленных текстов.
Подведение итога урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое текст?
- Какое настроение у вас к концу урока. Покажите свою карточку.