Урок русского языка в 4 классе
Цели:
- закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже; учить писать правильно, употреблять в речи слова в этой форме;
- развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине, бережное отношение к памятникам города.
Ход урока
1. Объявление темы и цели урока.
(Тема записана на доске и закрыта.)
- Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:
У рыб нет зуб.
У рыб нет зубов.
У рыб нет зубей.
- Как правильно сказать? (Я подчеркиваю существительное в правильном варианте и стираю неправильные). Определите части речи, падеж и число подчеркнутых слов.
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.
2. Подготовка к письму.
- А сейчас
Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)
- Запишите дату и тему урока.
3. Чистописание.
пя Родина Сто пятьдесят лет |
од |
- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения пя и од.
- Когда слово “родина” пишется с маленькой буквы?
- Какая ваша малая родина? (г. Мариинск)
- О чем вам говорит выражение “150 лет”? (в этом году Мариинску исполняется 150 лет)
4. Подготовка к работе по теме урока
- Прочитайте слова:
города
юбилеи
торжества
даты
- С каким приближающимся событием можно связать эти слова? (150-летием Мариинска)
- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)
- Какого они рода? (дети определяют, учитель записывает)
- Как определить род у имени существительного во множественном числе?
- Запишите в тетради, в скобках, указывая род, по одному своему примеру. (Затем проверка примеров).
5. Работа по теме урока
- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать существительные родительного падежа множественного числа.
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
Таблица на доске:
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
-ов, -ев, -ей | -ей, | -ов, -ев, |
- Причитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)
В Мариинске сорок тысяч (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).
- Какие музеи есть в нашем городе?
- А какие памятники?
- Как к ним нужно относиться?
- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?
6. Физминутка
- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.
Строители (ей)
Огурцы (ов)
Помидоры (ов)
Испытатели (ей)
Улицы – ж.р.
7. Продолжение работы по теме урока
а) – Существительные какого рода было последним в физминутке? (женского)
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа, женского рода?
- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?
Лужа – Афиша –
Тысяча –
Мыш… –
Песня –
Синица – Реч… –
Площадь –
Тетрадь –
Печ… –
- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)
- А когда ь на конце существительных после шипящих не пишется? (М.р., Р.п.)
- Нужно поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание, подписать сверху падеж и род. Записываем только образованную форму.
- Записываем по вариантам: 1 – с окончанием – ей, 2 – с нулевым окончанием.
Проверка, оценки.
б) – Прочитайте текст карточки № 2. определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).
- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках? Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.
Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.
8. Работа с учебником
- Упражнение № 257
- Прочитайте текст упражнения. – Обратите внимание на слово килограмм. С числительными 2, 3, 4 употребляется – килограмма – р.п. ед. число. А с остальными, начиная с пяти – килограммов. Так принято.
Запись текста в тетрадь.
9. Итог урока
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?
10. Тест
Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.
Огурцы | |
Улицы | |
Фабрики | |
Помидоры | |
Килограммы | |
Сапоги | |
Яблоки | |
Места | |
Задачи |