Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Родительный падеж множественного числа имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Урок русского языка в 4 классе

Цели:

  • закрепить знания учащихся об окончаниях имен существительных множественного числа в родительном падеже; учить писать правильно, употреблять в речи слова в этой форме;
  • развивать умение определять род имен существительных во множественном числе; память, речь, внимание, мышление, умение правильно писать существительные в родительном падеже множественного числа;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, любовь к малой родине, бережное отношение к памятникам города.

Ход урока

1. Объявление темы и цели урока.

(Тема записана на доске и закрыта.)

- Ребята, сейчас вы сами сформулируете тему урока. Прочитайте выражение, записанное на доске:

У рыб нет зуб.

У рыб нет зубов.

У рыб нет зубей.

- Как правильно сказать? (Я подчеркиваю существительное в правильном варианте и стираю неправильные). Определите части речи, падеж и число подчеркнутых слов.

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Родительный падеж множественного числа имен существительных)

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно писать и употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа, а в конце урока будет проведена проверочная работа – тест.

2. Подготовка к письму.

- А сейчас

Я тетрадь свою открою (открывают тетради)
И наклонно положу (кладут).
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу (берут ручки в руки, ставят руку на локоть).
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. (Опускают руку на тетрадь)

- Запишите дату и тему урока.

3. Чистописание.

пя

Родина

Сто пятьдесят лет

од

- Сегодня на минутке чистописания вы напишите соединения пя и од.

- Когда слово “родина” пишется с маленькой буквы?

- Какая ваша малая родина? (г. Мариинск)

- О чем вам говорит выражение “150 лет”? (в этом году Мариинску исполняется 150 лет)

4. Подготовка к работе по теме урока

- Прочитайте слова:

города

юбилеи

торжества

даты

- С каким приближающимся событием можно связать эти слова? (150-летием Мариинска)

- Что вы можете сказать об этих словах? (сущ. во мн.ч., в И.п.)

- Какого они рода? (дети определяют, учитель записывает)

- Как определить род у имени существительного во множественном числе?

- Запишите в тетради, в скобках, указывая род, по одному своему примеру. (Затем проверка примеров).

5. Работа по теме урока

- Продолжим работу. Будем учиться правильно писать существительные родительного падежа множественного числа.

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Таблица на доске:

М.р. Ж.р. Ср.р.
-ов, -ев, -ей -ей, -ов, -ев,

- Причитайте текст на карточке №1. (карточка у каждого)

В Мариинске сорок тысяч (жители). В городе несколько (музеи), много (памятники), новых (магазины).

- Какие музеи есть в нашем городе?

- А какие памятники?

- Как к ним нужно относиться?

- Вернемся к тексту, какого рода существительные в скобках?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

- Запишите предложения, употребив существительные в скобках в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. (Один ученик у доски)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа мужского рода?

6. Физминутка

- Отдохнем. Встаньте. Я буду называть существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа, а вы ставите его в форму родительного падежа множественного числа. Если в слове окончание -ов (-ев) – вы делаете зарядку для рук, если -ей – приседаете. Как только я назову существительное другого рода – вы садитесь.

Строители (ей)

Огурцы (ов)

Помидоры (ов)

Испытатели (ей)

Улицы – ж.р.

7. Продолжение работы по теме урока

а) – Существительные какого рода было последним в физминутке? (женского)

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа, женского рода?

- Прочитайте слова на доске. Какого они рода?

Лужа –

Афиша –

Тысяча –

Мыш… –

Песня –

Синица –

Реч… –

Площадь –

Тетрадь –

Печ… –

- Почему на конце слов мышь, речь, печь многоточие? (Нужен ь – ж.р., 3 скл.)

- А когда ь на конце существительных после шипящих не пишется? (М.р., Р.п.)

- Нужно поставить эти существительные в родительный падеж множественного числа, выделить окончание, подписать сверху падеж и род. Записываем только образованную форму.

- Записываем по вариантам: 1 – с окончанием – ей, 2 – с нулевым окончанием.

Проверка, оценки.

б) – Прочитайте текст карточки № 2. определите род существительных в скобках (ср. род.). Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

Пять (местов), спуститься с (облаков), несколько (селов), шесть (польт).

- Согласны ли вы с употреблением существительных в скобках? Исправьте ошибки и запишите в тетради в исправленном виде, сверху указывая род.

Запись, проверка (читают с окончанием, род), слово пальто проверяется по словарю – неизменяемое.

8. Работа с учебником

- Упражнение № 257

- Прочитайте текст упражнения. – Обратите внимание на слово килограмм. С числительными 2, 3, 4 употребляется – килограмма – р.п. ед. число. А с остальными, начиная с пяти – килограммов. Так принято.

Запись текста в тетрадь.

9. Итог урока

- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?

- Какие окончания имеют существительные в родительном падеже множественного числа?

10. Тест

Отметь знаком “+” имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.

Огурцы  
Улицы  
Фабрики  
Помидоры  
Килограммы  
Сапоги  
Яблоки  
Места  
Задачи