Комбинированный модульный урок.
Комплексная дидактическая цель:
- знать: особенности развития лесного комплекса ХМАО и России;
- понять: систематизация лесного комплекса;
- уметь: анализировать тематические карты атласа и учебника.
Интегрирующая цель:
- усвоить: понятие “комплекс”, “проблемы комплекса”, особенности лесного комплекса и его размещение, “отрасли”.
- развить: общеучебные и специальные навыки;
- выделить: главное, определять причины, составлять схемы; работать в паре, группе; развить самоконтроль, память.
Оборудование: карта Ханты-Мансийского округа, атлас России, модуль № 1, 2, 3; учебник ХМАО схемы №1, 2, 3;
Номенклатура: комплекс, отрасли промышленности, лесистость, состав лесов, основные древесные породы, лесовосстановление, лесопользование.
Ход урока
І этап. Организационный этап.
Вступление учителя (2-3 мин.)
1. Наш урок практикум посвящен лесному комплексу ХМАО и России, поэтому мы сегодня будем выяснять особенности его развития, размещения, сравнивать лесной комплекс ХМАО и России, делать выводы.
Работать по атласам и учебникам, определять главное, причины, составлять схемы, работать в парах, группе.
2. Откройте свои тетради и запишите число.
ІІ этап. Изучение нового материала (10мин.)
1. Лекция. (Учащиеся составляют краткий конспект)
Комплекс – это совокупность отраслей, производящих определенную продукцию.
Лесной комплекс ХМАО (Схема №1) включает те же отрасли плюс еще один – это целлюлозно-бумажная отрасль.
Состав лесного комплекса ХМАО
- лесозаготовка
- механическая обработка
- лесохимия
Лесной комплекс России (схема № 2) включает те же отрасли плюс еще одна целлюлозно-бумажная отрасль.
Состав лесного комплекса России
- лесозаготовка
- механическая обработка
- лесохимия
- целлюлозно-бумажная отрасль
Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию.
- Что же включает каждая из отраслей лесного комплекса?
1. Заготовка древесины в ХМАО.
Расчетные лесосеки по главному пользованию лесом имеют в основании принцип длительного пользования лесом в относительно стабильном объеме и недопущения перестойных насаждений
В 2002 году вырублено 2636 тысяч м3 древесины в ХМАО. Объем заготовки древесины уменьшился по сравнению с 2001 годом на 3 %.
Общий объем заготовок древесины в России составлял в 2002 году – 65 млн. м3.
Наибольшие объемы заготовок по-прежнему на Европейском Севере и в Восточной Сибири, Иркутске и Архангельской областях.
2. Механическая обработка.
Лесопиление, производство сборных деревянных домов, мебели, фанеры, древесно-волокнистых и древесно-стружечных плит, шпалы, столярные изделия, деревянная тара, половая доска и др.
3. Лесохимия.
Химическая промышленность работает на древесном сырье (сырье живица (смола), где производят скипидар и канифоль).
На территории округа нет целлюлозно-бумажной промышленности и первостепенная задача – в перспективе создать такую промышленность.
А в России целлюлозно-бумажная промышленность развита на Европейском Севере и дает более половины целлюлозы (Архангельская и Иркутская Области). Производство бумаги сосредоточенно в северных районах Европейской части России (Коми, Карелия, Нижегородская область).
Самая острая проблема лесного комплекса – неполное использование древесины. Другие – истощение лесов, много перестойных лесов (труднодоступные), лесные пожары.
И главное – это сырьевая база округа и России (схема № 3)
Сырьевая база
- Природные ресурсы отходы
- Природные ресурсы: древесина, смола, травы, ягоды, хвоя.
- Отходы производства: хвоя, стружка, ветви деревьев и др.
Итак, лесной комплекс ХМАО от России отличается отсутствием целлюлозно-бумажной промышленности, и слабым развитием лесохимии. Много проблем: экологических, экономических, социальных.
Вопрос:
Какие проблемы в лесном комплексе ХМАО?
Учащиеся отвечают.
ІІІ этап. Работа с модулями.
УЭ-1
Цель: определить уровень знаний по данной теме.
Индивидуальная работа (7 мин., письменно, устно).
№ | Задания | баллы |
1. | а) сформулируйте понятие “комплекс”,
“отрасль” б) перечислите отрасли лесного комплекса ХМАО, России; установите отличие. в) перечислите виды сырья и готовую продукцию, необходимую для лесного комплекса ХМАО, и России |
|
2. | Проверьте свою работу по приложению к УЭ -1 | |
3. | Оцените свою работу по критериям:
|
|
4. | Проставьте оценку в модуле | |
5. | Обсудите результаты работы с учителем | |
6. | Переходите к модулю №2 |
УЭ-2
Цель: усвоить знания по теме ; развить общеучебные и специальные умения и навыки.
Работа в паре
№ | Задания | Баллы |
1. | Используя карту учебника ХМАО с. 139 и
атлас России с.15 Определите районы интенсивных лесозаготовок |
|
2. | Определите районы перспективных лесозаготовок | |
3. | Определите основные направления потоков лесных грузов | |
4. | Проверить свою работу по приложению к УЭ -2 | |
5. | Внести дополнения и изменения в свою работу | |
6. | Оцените свою работу:
|
УЭ-3
Цель: проверить полноту и качество полученных знаний.
Индивидуальная работа (6 мин)
№ | Задания (тест) | Баллы | |||||||
1. | Определите соответствие отраслей
лесной промышленности и факторов размещения
(стрелками)
|
||||||||
2. | Отметьте правильный ответ 1. По уровню запасов древесины Россия занимает: а) I место б) II место в) III место г) VI место 2. Наиболлшие объемы заготовки древесины ведутся: а) в Восточной Сибири б) на Урале в) ХМАО г) на Европейском Севере д) в Центральной России |
||||||||
3. | Крупнейшие целлюлозно-бумажные
комбинаты расположены в: а) Анадыре; б) Архангельске; в) Братске; г) Владивосток; д) Ухте; |
||||||||
4. | Установите соответствие (стрелками)
|
||||||||
5. | Проверьте свою работу по УЭ -3 | ||||||||
6. | Оцените свою работу:
|
ІV этап. Подведение итогов урока
1. Учитель задает вопросы.
- Какие знания вы уносите с урока?
- Какие замечания к себе?
- Какие пожелания!?
- Какую оценку ставите себе?
2. Учитель предлагает вложить модули в тетради и сдать.
3.Учитель заканчивает урок известными словами
“При наших природных ресурсах – водных, земельных, лесных, минеральных, энергетических, - если бы мы все эти ресурсы по-настоящему научились использовать надлежащим образом, ни одна страна в мире никогда не угналась бы за нами в экономическом развитии!”