Урок чтения по теме: «Татарская народная сказка "Три дочери"»

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать навык сознательного, выразительного чтения и понимания прочитанного.

Задачи:

Знать содержание сказки, уметь выражать свои мысли.

Проанализировать и оценить поступки героев сказки.

Планировать и организовывать работу в парах и группах.

1. Разминка.

2. Повтор домашнего задания.

3. Предположение содержания сказки.

4. Метод направленного чтения.

5. Учимся задавать вопросы.

6. Предсказание 2,3 части сказки.

7. Физ. минутка.

8. Цветограмма.

9. Подбери фразеологизм.

10. Творческая работа в группах.

11. Аквариум.

12. Самооценка.

13. Итог урока.

14. Д/задание.

1. Сегодня урок начнем с разминки, с помощью которой настроимся на активную и плодотворную работу.

- Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

- Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

- Если вы любите шоколад, оближите губы.

- Если у вас есть друг, возьмите его за руку.

- Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

- Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте активны. Удачи всем.

2. - Над каким произведением мы работали на прошлом уроке?

(В.А.Осеева “Сыновья”)

- О чем оно? Напомните кратко.

(Об уважительном отношении к старшим.)

Дома вы написали небольшое сочинение на тему?

(“Почитай старших – вас станут почитать младшие”. Азерб. пословица)

Образовали группы. Каждый в своей группе зачитывает свое сочинение (эссе), группа выбирает лучшее, дополняет, зачитывает на класс.

- Что общего между рассказом “Сыновья” и вашими сочинениями?

(В рассказе “Сыновья” и в сочинениях, которые мы написали говориться о добром отношении к человеку старшего поколения.)

Уважая и помогая старшим, мы подаем пример младшим. Пройдет время, вы станете взрослыми, и к вам будет такое же доброе отношение со стороны ваших близких и друзей.

Сегодня мы продолжим разговор, и будем говорить о татарской народной сказке “Три дочери”.

Открыли тетради, записали число и тему урока.

3. - Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

Ученики высказывают свои предположения. Почему вы так думаете?

4. Для того чтобы узнать, кто из вас был ближе в своих предположениях, мы сейчас узнаем, открыв учебник на стр.302 и познакомимся с содержанием сказки.

Чтение до слов: “постучалась белочка ко второй дочери”. (Читают дети.)

5. А сейчас каждый составит вопрос к данной части текста и задаст его соседу по парте (работа в группах).

Работа со всем классом. 1, 2 вопроса от каждого ряда.

6. - Как вы думаете, что может ответить 2 дочь?

Откроем и прочтем (чтение по ролям).

- Что произойдет дальше?

Чтение сказки до конца (про себя).

- Совпали ли наши предположения?

- Понравилась вам сказка или нет? Почему?

7. Физ. минутка.

Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом
Приглашая нас в свой дом
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

- Назовите героев сказки.

(Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, белочка)

8. Используя цветные карандаши, изобразите героев сказки в цвете.

1.В-т белочку и младшую дочь;

2. В-т старшую и среднюю дочь.

- Почему вы выбрали для белки голубой цвет и белый?

(цвет справедливости, искренности)

- Какие цвета вы выбрали для старшей и средней дочери и почему?

(фиолетовый, серый, черный)

9. А теперь подумайте и скажите, какие фразеологизмы можно использовать в этой сказке. Докажите текстом.

(Протянуть руку помощи, сломя голову, не долго думая, ни жарко, ни холодно и т.д.)

Молодцы. Кто сможет передать прочитанное близко к тексту.

(Подробный пересказ).

Образовали группы и в группах составим схему краткого пересказа

(для составления схемы уч-ся могут использовать геометрические фигурки.)

10. Творческая работа в группах.

11. Аквариум. Представление работ у доски.

Анализ, выбор лучшего сжатого пересказа. (См. ниже)

- Над чем заставила задуматься сказка?

- Чему мы учились на уроке?

12. Сейчас каждый оценит свою работу на уроке, сам возьмет тот квадратик, который он заработал на уроке. (Красный, синий, зеленый) Взяв тот или иной квадратик, ученик сам анализирует свою работу на уроке.

13. - Что вам понравилось на уроке, и чтобы вы хотели повторить?

14. Дома вам необходимо перечитать сказку, подобрать пословицы к сказке.

Схема краткого пересказа. Приложение