Цели урока:
1. Общеобразовательные:
- расширить представления детей об отечественной поэзии (познакомить с новым автором)
- углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приеме противопоставления
2. Развивающие:
- продолжать развитие художественно-речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе;
- развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи;
- активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения;
- развивать способность к мыслительной операции сопоставления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И. Буниным.
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство духовной связи с Родиной;
- развивать стремление детей одухотворять мир (оно является прекрасным средством для воспитания милосердия. К. Д. Ушинский: “маленькие задевания сердца ребенка” образуют у них ассоциации, из которых потом слагаются определенные наклонности, формирующего взрослого человека). Важно, чтобы такие наклонности были гуманны, а что, как не любование миром, природой, воспитывает доброту, позитивное отношение к нему?
Ход урока
1. Создание перед уроком поэтического настроения и введение в тематику.
- Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.
- Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)
- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).
- А вы хотите создать себе такое настроение?
- Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).
- Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).
- Какое сейчас у вас появилось настроение?
Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.
- А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?
- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)
- Какое сейчас настроение появилось?
- А отчего появилось новое настроение?
Вывод: настроение может создать красота.
- Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.
2. Подготовка к восприятию произведения.
- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.
Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.
Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.
3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.
(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).
- Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.
(читаю вслух первую строфу)
- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?
(дорогие)
- Где их увидел поэт?
(в магазине, на витрине)
- Как поэт относится к этим цветам?
(любуется, восхищается)
- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.
- Откройте второй лепесток. (читаю)
- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?
(издалека, из-за морей)
- Почему им не страшны холода и метели?
(они растут в теплицах, в оранжереях)
- Как можно назвать такие цветы?
(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)
- А как их выращивали?
- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?
- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?
(На доске: дорогие, заморские)
- А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.
- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?
(ответы детей)
- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?
- А какие полевые цветы вы знаете?
О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.
(читаю 3 строфу)
- Какими называет поэт полевые цветы?
(скромные, сестры и братья)
- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?
- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.
- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?
(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )
- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.
(читаю 4 строфу)
- Что видят полевые цветы?
- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.
- Почему поэт сказал “видят”?
Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.
Читаю 5 строфу.
- Почему Бунин называет полевые цветы родными?
(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)
- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?
(на доске: полевые)
- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)
- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)
- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?
Работа над выразительным чтением.
- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.
- Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.
(После подготовки слушается чтение вслух)
4. Вторичный анализ текста.
- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)
- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.
- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?
- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.
(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:
“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.
“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.
5. Итог урока.
- Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.
Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.