Открытый урок литературного чтения в 3-м классе. И. Бунин. "Полевые цветы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Общеобразовательные:

  • расширить представления детей об отечественной поэзии (познакомить с новым автором)
  • углубить знания о поэтической речи – дать понятие о приеме противопоставления

2. Развивающие:

  • продолжать развитие художественно-речевого сознания младших школьников через образование представлений на различной чувственной основе;
  • развивать способности к образованию представлений в читательском воображении на основе звуковой, лексической, композиционной стороны речи;
  • активизировать каналы чувственного восприятия при изучении поэтического произведения;
  • развивать способность к мыслительной операции сопоставления на основе двух разных образов цветов, выраженных в поэтической форме И. Буниным.

3. Воспитательные:

  • воспитывать чувство духовной связи с Родиной;
  • развивать стремление детей одухотворять мир (оно является прекрасным средством для воспитания милосердия. К. Д. Ушинский: “маленькие задевания сердца ребенка” образуют у них ассоциации, из которых потом слагаются определенные наклонности, формирующего взрослого человека). Важно, чтобы такие наклонности были гуманны, а что, как не любование миром, природой, воспитывает доброту, позитивное отношение к нему?

Ход урока

1. Создание перед уроком поэтического настроения и введение в тематику.

- Урок у нас сегодня поэтический, значит, и настроение должно быть тоже поэтическим.

- Какое настроение можно назвать поэтическим? (необычное, любования, удивительное, духовное)

- А как может появиться поэтическое настроение, что или кто могут его создать? (поэт, чтение стихов, представить что-либо, послушать).

- А вы хотите создать себе такое настроение?

- Давайте попробуем. А для этого я предлагаю перенестись в особый мир. (вывешиваю картину). Догадались? (мир цветов). Послушаем музыку. (звучит “Вальс цветов”).

- Поделитесь своими фантазиями, используя слова-помощники (вижу, слышу, чувствую, представляю).

- Какое сейчас у вас появилось настроение?

Вывод: чтобы создать настроение можно послушать, посмотреть, представить, пофантазировать.

- А еще я вижу у вас на столах яркие, красивые рисунки и иллюстрации. Это, наверное, воспоминание о лете?

- Кто хотел бы поделиться воспоминаниями и рассказать, почему именно этот цветок вам захотелось нарисовать? (рассказ детей о цветах)

- Какое сейчас настроение появилось?

- А отчего появилось новое настроение?

Вывод: настроение может создать красота.

- Какой дивный мир окружает нас. Он удивителен, ярок, им можно любоваться бесконечно.

2. Подготовка к восприятию произведения.

- Да, все цветы радуют наши взоры, и через глаза мы получаем огромное удовольствие- наслаждение красотой.

Прекрасный русский поэт и писатель Иван Алексеевич Бунин, чье произведение мы сегодня прочитаем на уроке, тоже любил смотреть на мир добрыми, радостными глазами. Поэт родился в поместье на Орловщине, в деревне под городом Орел. В гимназию он поступил только в 10 лет – так поздно начинали учиться дети в позапрошлом веке. Когда денег на учебу не хватило, он вернулся на усадьбу отца и стал получать домашнее образование. Дома его окружали прекрасные луга и леса, которыми он часто любовался. Это была неописуемая красота, и от этой красоты, у Бунина пробуждались очень яркие чувства. Он стал таким чутким, что за версту слышал свист сурка в вечернем поле, вдыхал запах ландыша и даже старой книги. И стихи его помогут нам всеми чувствами ощутить красоту родного мира.

Сейчас мы тоже попытаемся стать такими же чуткому к прекрасному вокруг нас.

3. Работа над произведением, анализ по микрокартинам.

(У каждого ученика – набор лепестков-помощников, на каждом написана одна строфа стихотворения).

- Возьмите лепестки-помощники и откройте первый лепесток. Слушайте и следите.

(читаю вслух первую строфу)

- Как вы думаете, какие цветы увидел поэт и описал в этой части стихотворения?

(дорогие)

- Где их увидел поэт?

(в магазине, на витрине)

- Как поэт относится к этим цветам?

(любуется, восхищается)

- Перечитайте строфу и найдите слова, доказывающие это.

- Откройте второй лепесток. (читаю)

- Откуда эти цветы попали в магазин с зеркальными стеклами?

(издалека, из-за морей)

- Почему им не страшны холода и метели?

(они растут в теплицах, в оранжереях)

- Как можно назвать такие цветы?

(Тепличные. Они выросли в тепличных условиях, их берегли, специально выращивали)

- А как их выращивали?

- Можно ли их назвать изнеженными? Почему?

- Каким цветам посвящена прочитанная часть текста?

(На доске: дорогие, заморские)

- А сейчас немного отвлечемся и поиграем в “Ассоциации”.

- Какие слова вспоминаются, когда вы слышите слово “поле”?

(ответы детей)

- Догадались, о каких цветах поэт расскажет еще?

- А какие полевые цветы вы знаете?

О них поэт пишет по-особому. Слушайте дальше.

(читаю 3 строфу)

- Какими называет поэт полевые цветы?

(скромные, сестры и братья)

- Но ведь сестры и братья – это люди. Почему поэт так пишет?

- Поэт сравнивает цветы с людьми и относится к ним как к живым.

- Чем эти цветы отличаются от тех, которые продаются в магазине?

(их возрастила весна. Они ни цветут сами. )

- А хотите узнать, чем еще отличаются полевые цветы? Слушайте.

(читаю 4 строфу)

- Что видят полевые цветы?

- Над этими цветами не крыша теплиц, а огромное небо, они свободны.

- Почему поэт сказал “видят”?

Вывод: поэт опять сравнивает их с людьми.

Читаю 5 строфу.

- Почему Бунин называет полевые цветы родными?

(вырос среди них, окружали его, напоминание о детстве, о родителях, о родном доме)

- Итак, о каких цветах поэт пишет во второй части?

(на доске: полевые)

- Расскажите, что вы узнали о дорогих цветах и о полевых? (работа в паре)

- Мы увидели, что поэт противопоставляет одну группу цветов другой. Такой прием в литературе называется противопоставление. (на доску – табличку с понятием)

- Можно ли сказать, что о разных цветах поэт пишет с разным настроением?

Работа над выразительным чтением.

- Попробуйте это противопоставление показать при чтении интонацией, голосом. Не забывайте о настроении.

- Откройте учебники, потренируйтесь в чтении.

(После подготовки слушается чтение вслух)

4. Вторичный анализ текста.

- Можно ли назвать это стихотворение признанием в любви к Родине? Почему? Ответ обоснуйте. (работа в паре)

- Поэт признается в любви к цветам, а тем самым признается в любви к Родине.

- А вы бы хотели признаться в любви к Родине?

- Попробуйте это сделать с помощью текстов. Познакомьтесь с ними в паре и составьте небольшой рассказ о каком-то цветке, используя поэтические строки, слова, выражения.

(Далее дети работают с текстами. Варианты составленных рассказов:

“Я хочу признаться в любви колокольчику, потому что он очень вежливый и поклонился нам с тобой”.

“Я признаюсь в любви астре, потому что эти цветы розовые, красные, белые, прекрасные”. И т.д.

5. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы смогли признаться в любви к Родине как настоящие поэты. Неважно, какие цветы нас окружают – дорогие, заморские, или простые, полевые.

Цветы, что люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Цветут ли в поле иль в большой теплице,
Они в букете или, может, на лугу,
Умей цветами просто насладиться,
И в простоте увидеть красоту.

Умей почувствовать, понять, представить,
И в танце закружиться с красотой,
Тогда цветы вас радостью одарят,
И окружат приятной красотой.

Приложение