Цели:
- через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и уди-
- вительных открытий;
- развитие остроты мышления и сообразительности ребят;
- развивать чуткость, доброту и умение работать в коллективе.
Оборудование: название игры, игровое поле, название конкурсов, знаки команд, кроссворды,
пословицы, тексты басен, маски и атрибуты костюмов.
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами проходит интеллектуально-развлекательная игра “Крестики-нолики”.Число 9 является её символом: в команде 9 игроков, в игре 9 заданий. Тема игры: “Природа вокруг нас”. Что же такое природа? (Ответы детей)
- Конкурс “Угадайка”
- Конкурс “Литературный”
- Конкурс Капитанов
- Конкурс “Жалобная книга природы”
- Конкурс “ Решайка”
- Конкурс “Пословица недаром молвится”
- Конкурс “Ты – артист!”
- Конкурс “Живые синонимы”
- Конкурс “Кроссвордный”
Перед вами находится игровое поле. Если выигрывает в конкурсе команда крестиков, то на
поле ставится их знак “Х”, если побеждает команда ноликов, то ставится их знак “О”. Чьих знаков окажется больше, та команда и побеждает.
1. Представление команд.
2. Первый конкурс “Угадайка”
Каждой команде предлагается по 5 загадок:
1. Теремок ползёт | 2. Ой, не трогайте меня, |
На себе его везёт | Обожгу и без огня. |
Хозяюшка богатая, | (Крапива) |
Богатая, рогатая. | 4. В воде купался, |
(Улитка) | Сухим остался. |
3. Был ребёнок, | (Гусь) |
Не знал пелёнок. | 5. Днём не спит, |
Стал стариком | Ночью летает |
Сто пелёнок на нём. | Прохожих пугает. |
(Капуста) | (Сова) |
1. Платье скинула, | 2. Синеглазый звонок висит, |
А пуговки остались. | Никогда он не звонит. |
(Рябина) | (Колокольчик) |
3. Сижу высоко, | 4. Сам Ерёмка очень мал. |
Мала как мышь, | Незаметно по лесу ходит, |
Красна, как кровь, | Тяжелее себя ношу носит. |
Вкусна, как мёд. | (Муравей) |
(Вишня) | 5. Пятак есть, |
А ничего не купишь. | |
(Свинья) |
3. Второй конкурс “Литературный”
Сейчас мы проверим ваши знания по предмету литература. Вопросы связаны с миром природы. Отвечайте на вопросы по очереди:
- В кого превратился Гадкий Утёнок? (В лебедя)
- Пантера, друг Маугли. (Багира)
- Как звали дедушку, который спас “команду косую”? (Дед Мазай)
- Мальчик Луковка. (Чиполлино)
- Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)
- Какое дерево предлагало свои плоды герою русских сказок? (Яблоня)
- Что топтала кобылица в сказе “ Конёк-Гобунок”? ( Пшеницу)
- Какой овощ вытягивали из земли целым коллективом? (Репка)
- Как звали мальчика, который стал козлёночком? (Иванушка)
- Девочка из цветка. (Дюймовочка)
- Из какого растения связала своим братьям-лебедям рубашки Элиза? (Крапива)
- Как звали собаку девочки Мальвины? ( Артемон)
- В какой сказке зимой собирали цветы? ( “12 месяцев”)
- Какой овощ мешал спать принцессе? (Горох)
- Что купила на базаре Муха-Цокотуха? ( Самовар)
- На какой птице летала Дюймовочка? ( Ласточка)
- Как звали торговца пиявками в сказке “Золотой ключик”? ( Дуремар)
- Какого героя сказки Р.Киплинга звали Рикки-Тики-тави? (Мангуста)
- Кем был Цветик из сказки Н.Носова “Приключения Незнайки”? ( Поэтом)
- Кто одолел Тараканище? ( Воробей)
4. Третий конкурс “ Конкурс капитанов”
Сейчас мы проверим ваши знания из области охраны природы. Наша природа очень богата, но, чтобы сохранить эти богатства, их нужно охранять. Вам нужно догадаться, о чём идёт речь?
Вопросы для 1 команды:
- Как называется определение своего местонахождения относительно сторон горизонта. (Ориентирование)
- Природные богатства, находящиеся в глубине земли. Их человек использует в хозяйстве. (Полезные ископаемые)
- Верхний слой земли, в котором растут растения. (Почва)
- Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана)
Вопросы для 2 команды:
- Прибор для определения сторон горизонта. (Компас)
- Местность, где сохраняются нетронутыми участки земли, растения, животные. (Заповедник)
- Распространённое вещество, находящееся в природе в трёх состояниях. (Вода)
- Часть земной поверхности, которую мы видим вокруг себя на открытой местности. (Горизонт)
5. Четвёртый конкурс “ Жалобная книга природы”
У природы есть своя жалобная книга. И сейчас мы начнём читать её. Вот одна из её страниц. Отгадайте, о ком идёт речь в жалобе.
- Я, самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день уничтожаю до 300000 вредных насекомых. Но дети часто разрушают моё жилище палками. А, ведь мне очень больно. Пожалейте меня, я ведь приношу пользу. (Муравей)
- Мы – первая зелень и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего, всё равно сломают. (Черёмуха, сирень)
- Я цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время. Раскрываюсь точно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5-ь часов вечера. Люди безжалостно меня рвут за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. (Белая кувшинка)
- Я представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это меня прозвали прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится в банке. Если я хочу убежать от врагов, то отбрасываю свой хвост. (Ящерица)
6. Пятый конкурс “ Решайка”
А теперь проверим ваши математические способности:
- В вазе лежало 3 яблока. Мама угостила трёх девочек. Каждая девочка получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это могло случиться? (Отдать одно яблоко вместе с вазой)
- Сколько рогов у четырёх коров? ( Восемь)
- Пара лошадей пробежала 10 км. Сколько км пробежала каждая лошадь? (10 км)
- Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже 8-ь яблок или 4-е груши?(Одинаково)
7. Шестой конкурс “Пословица недаром молвится”
Каждой команде раздаются тексты с 4 пословицами. Ваше задание вместо пропущенных слов вставить названия животных и растений.
Посади ………….. за стол, она и ноги на стол. (Свинью)
………. поспела, берись за дело. (Рожь)
Встал ………. упрямо, а ему идти бы прямо. (Осёл)
Всяк …………. своё болото хвалит. (Кулик)
Трус и …………. примет за великана. (Таракана)
Не поймал карася, поймаешь ……… (Щуку)
Колюч ………. шипами, да стар годами. (Ёж)
Крутится, как ……….. в колесе. (Белка)
8. Седьмой конкурс “ Ты – артист!”
А сейчас вам необходимо изобразить басню. Командам выдаются тексты басен.
1 команде “Лебедь, щука и рак”
2 команде “ Стрекоза и Муравей”
9. Восьмой конкурс “ Живые синонимы”
Вспомните, как и о ком из людей можно сказать, как о животном.
Голоден как…… | ……. (Волк) |
Нем как……… | …………(Рыба) |
Грязный как … | ………..(Свинья) |
Здоров как……… | …….(Бык) |
Хитёр как…… | …….. (Лиса) |
Надут как……… | …….(Индюк) |
Упрям как……… | ……(Осёл) |
Колючий как… | ………(Ёж) |
10. Девятый конкурс “ Кроссвордный”
Каждой команде раздаются кроссворды.
- Кто полгода живёт без обеда? ( Медведь)
- Кто на зиму сушит ягоды и грибы? (Белка)
- Предок человека. ( Обезьяна)
- Самое крупное млекопитающее? (Кит)
- Животное, которое может сделать фонтан? (Слон)
- Рыжая охотница до кур. (Лисица)
- Кто бежит задними ногами вперёд? (Заяц)
- Горбатое животное. (Верблюд)
- Так зовут дитя собаки. (Щенок)
- Полосатая лошадка. (Зебра)
- Самая длинная змея. (Питон)
- Зубастый хищник. (Крокодил)
- Медлительное животное. (Черепаха)
- Это животное способно сбросить с себя кожу. (Змея)
- Самая крупная змея. (Анаконда)
- Самый большой крокодил. (Аллигатор)
- Это животное способно отбрасывать свой хвост. (Ящерица)
- Самая крупная лягушка. (Голиаф)
- Какое животное может изменять окраску своего тела? (Хамелеон)
- Какое животное рождается в воде, а живёт на земле? (Лягушка)
11. Подведение итогов.
Вот и закончилась наша игра. Давайте подведём её итоги.