Коспект урока русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать умение узнавать части речи, классифицировать их по группам. Способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма. Развивать внимание, мышление, речь, обогащать и активизировать словарный запас. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Ход урока

Организационный момент:

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

Минута чистописания.

- Подготовим для работы пальчики. Поиграем с ними.

Пальчиковые игры: “Пальчики здороваются”, “Стул”, “Скворечник”, “Шарик”.

- Работа в тетради (Индивидуальные задания).

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

1 группа – работа в тетради на печатной основе (письмо с калькой).

2 группа – работают с учителем на доске и в тетради (нижние соединения букв).

3 группа – самостоятельная работа в тетради. Письмо букв. Игра “Слово рассыпалось”. Составить слово и записать его (скоро).

Словарно – орфографическая работа.

Выпишите из словаря в конце учебника слова, которые оканчиваются на букву “О” (взаимопроверка).

Подчеркните имена существительные. Обоснуйте свой выбор.

  • Какой частью речи являются остальные слова?
  • Что вы знаете о наречии? Приведите примеры.
  • Как узнать, какой частью речи является слово?

Актуализация ранее изученного материала (фронтальный опрос).

  • При помощи чего люди общаются друг с другом?
  • Какая бывает речь?
  • Из чего состоит речь?
  • Что выражает предложение?
  • Какие бывают предложения по цели высказывания?
  • Из чего состоят предложения? Приведите примеры.

Сообщение темы и цели урока.

Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, означено словами.

- Сколько таинственного и чудесного прячется за этими словами.

Язык, на котором мы говорим, очень богат. Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме “Части речи”, будем узнавать части речи, классифицировать их по группам.

Закрепление знаний о частях речи. Упражнение в распознавании частей речи. Ответы на вопросы.

  • Какие бывают части речи?
  • Назовите части речи?
  • Что называется именем существительным? Приведите примеры.
  • Что такое имя прилагательное? Примеры.
  • Что вы знаете о глаголе?

Физминутка:

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту мнем, мнем.
Мы капусту трем, трем.

Назовите глаголы, обоснуйте свой выбор (мнем, солим, мнем, трем).

Индивидуальная работа:

1 группа – подобрать слова и записать в три столбика (проверяет учитель).

Имя существительное название предмета

кто? что?

Имя прилагательное признак предмета

какой? какие?

Глагол Действие предмета

что делает? что делают?

2 группа - даны слова, определить часть речи и записать слова в три столбика (взаимопроверка).

Имя существительное имя прилагательное глагол

ягода, зеленый, кричит, храбрый, купила, дождь, бежать, сестра, дружная, розовые, огонь, морской, весна, читает, трактор, холодная, дерево, рисуют, узкая, качал, светит

 Один ученик – работает самостоятельно у доски с карточкой (Проверяет вместе с учащимися).

Списать предложения. Разобрать по членам предложения и обозначить части речи. По стволу дерева бежит маленькая птичка.

Она ловко вытаскивает из трещин насекомых.

 Физминутка (упражнения для снятия утомления глаз):

  1. Сидя за столом расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  2. Медленно переводить взгляд вверх–вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и наметить на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
  4. Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, как описано выше.

Закрепление знаний о местоимении.

Дан текст. Прочитайте текст, найдите и подчеркните в тексте личные местоимения.

Гость.

Я и брат поливали яблоньки. Мы вошли в шалаш за ведрами и увидели там гостя. Это был уж. Он лежал на душистом сене. Туда падал солнечный луч. Луч пробился сквозь дырявую крышу. Уж заволновался, поднял головку и зашипел. Он пополз к выходу и скрылся в зеленой траве. Мы проводили гостя глазами, Пусть живет! Всем хватит места на земле.

Что вы знаете о местоимении?

Устно придумайте предложение с местоимением.

Выборочный диктант.

Учитель читает текст, ребята внимательно слушают учителя и выписывают в тетрадь числительные (проверка задания). Расскажите, что вы знаете о числительном. Приведите примеры из жизни класса, употребив в речи числительные.

Игра “Собери ромашку”. На доске рисунок в виде ромашки, на лепестках названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное), у детей карточки-слова и вопросы (он, вчера, золотой, девочка, прыгать, десять, где?что делать? кто? что? какой? когда? сколько?) Определите часть речи данных слов и соотнесите слово и лепесток ромашки.

Домашнее задание. Подобрать и записать в тетради пословицы и поговорки. Определите и обозначьте части речи.

Итог урока. Закончите предложение:

  • Я понял…
  • Я узнал…
  • Я научился …