Общие цели урока:
- Повторить понятия: внутренняя энергия, количество теплоты, единицы их измерения.
- Выявить уровень способности решать задачи с использованием формул работы и мощности тока.
- Сформировать представление о причинах нагревания проводников при прохождении по ним тока. Исследовать зависимость количества теплоты, выделяемого проводником с током от сопротивления проводника.
Оборудование: лампы накаливания, проволоки одинаковой длины из разных металлов, штативы, источник тока, соединительные провода, предохранители.
Номер учебногоэлемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоениюучебного материала |
УЭ – 1 Повторение изученного материала |
Входной контроль (19 баллов) Цель: проверить, насколько усвоен материал по теме “Работа и мощность тока” и убедиться в готовности к изучению нового материала. Задание 1 Выбрать правильный ответ. Какое превращение энергии происходит при работе электрического тока, если:
Задание 2 Укажите основную единицу измерения следующих физических величин:
А. Вт Б. А В. Дж Г. Н Д. В Е. Ом Ж. Ом·м Задание 3 Выбрать неверные формулы:
Задание 4 Решите задачу и выберите ответ. На цоколе ламп написано 200 Вт, 220 В и 25 Вт, 220 В. Сопротивление какой лампы больше и во сколько раз?
Задание 5 Решите задачу и выберите ответ. Какова работа тока в проводнике R4 за 10 минут и общая мощность тока, потребляемая данной цепью. 0,5A (рисунок 1) R1= R2=R3=200 Ом; R4=150 Ом
Проверь себя по листу контроля и запиши набранные баллы в тетрадь. |
20 минут
Количество правильных ответов соответствует количеству набранных баллов в заданиях №1, 2, 3; 2-м баллам в задании №4 и 5 баллам в задании №5. Занесите их в лист учета и контроля. Если вы набрали за входной контроль менее 10 баллов, то после урока договоритесь с учителем о дополнительной консультации по теме “Работа и мощность тока”. |
УЭ-2 Изучение нового материала |
Цель: выяснить причины нагревания
проводника током. Задание 1 Прочтите первый абзац §53 и письменно ответьте на вопрос “Как можно объяснить нагревание проводника электрическим током?” Прочтите полностью §53 и запишите в тетради формулировку и вывод формулы закона Джоуля – Ленца с необходимыми пояснениями. Ответьте на вопрос: от каких величин и как зависит количество теплоты, выделяемое проводником с током? Задание 2 С какой целью провода в местах соединения не просто скручивают, а еще и спаивают? Ответ обоснуйте. Подумайте, какая из трех проволок одинакового сечения (рисунок 2) и длины из меди, стали, никеля, включенных последовательно, нагреется больше? Почему? Два проводника различной длины, но одинакового сечения и материала, включены параллельно друг другу в цепь электрического тока. В каком из них будет выделяться больше теплоты. |
15 минут
5 минут Работа учеников с учителем (фронтальная беседа). За каждый правильный устный ответ на вопрос получаете 1 балл. |
УЭ-3 Изучение нового материала |
Цель: познакомиться с примерами
практического применения теплового действия
тока. Задание 1 Прочтите §54 учебника. Рассмотрите, рис. 83 учебника и найдите все элементы на современной лампе накаливания. Задавайте вопросы друг другу по очереди и прослушайте ответы:
Если затрудняетесь, обратитесь еще раз к материалу §54. |
15 минут Работайте парами устно. |
УЭ-4 Изучение нового материала |
Цель: познакомиться с причиной и способами предотвращения короткого замыкания. | 10 минут Работа с классом. Объяснение учителя. |
УЭ-5 Изучение нового материала |
Цель: проверить усвоение знаний
учащимися о тепловом действии тока. Задание 1 Ответьте на вопросы:
|
10 минут Работа учеников с учителем (фронтальная беседа). За каждый правильный устный ответ на вопрос получаете 1 балл. |
УЭ-6 Закрепление изученного материала |
Выходной контроль (4 балла) Цель: проверить усвоение учащимися знаний о тепловом действии тока. Задание 1 Как изменится количество теплоты, выделяемое проводником с током, если силу тока в проводнике уменьшить в 2 раза?
Какую энергию расходует электрический утюг за одну минуту, если сопротивление его нагревательного элемента 100 ОМ, а сила тока в нем 2 А?
В нагревательном элементе чайника при напряжении 220 В сила тока 5 А. Какое количество теплоты выделит чайник за 5 минут?
Железная и медная проволоки одинаковых размеров соединены последовательно и подключены к источнику тока. Что можно сказать о количестве теплоты, выделяемом этими проволоками?
|
13 минут За каждый правильный ответ на вопрос получаете 1 балл. |
УЭ-7 Подведение итогов урока |
Рефлексия Чем мне понравился (не понравился) урок. Как я оцениваю свою работу на уроке. Домашнее задание: §§ 53, 54, 55. |
2 минуты Лист учета отдайте учителю. Свой рейтинг (общую сумму баллов) запишите в тетрадь. |
Ответы:
УЭ-1 :
- Задание 1: 1Б, 2А, 3В, 4Г
- Задание 2: 1Б, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Е
- Задание 3: А, В
- Задание 4: А
- Задание 5: В
УЭ-6 : задание 2: 1Д, 2Б, 3Д, 4А