Цель занятия:
- Познакомить детей с новой формой проведения урока – музейным занятием.
- Познакомить детей с новой методикой изучения материала путеводителем.
- Вызвать интерес к изучению истории родного города.
- Развивать ассоциативное мышление.
- Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, анализировать, запоминать, самостоятельно принимать решение.
Здравствуйте, мои юные друзья!
У вас, вероятно, был очень трудный день.
Посетив школу, вы получили много удовольствий: пописали, почитали и посчитали, поспали, поболтали и погуляли. Если вас и дальше продолжают одолевать сомнения, чем еще заняться, ведь вы не страдаете детским лентяизмом и нехочузнатизмом, предлагаю вам поудобнее благоустроиться с тем, чтобы взять в руки карандаш и отправиться в страну Находителей и Узнавателей, чтобы и дальше целеустремляться, добиваться и радоваться победе!
В этой стране Находителей и Узнавателей живут Ответы на все вопросы. И если мы благополучно доберемся до этой страны, каждый из вас получит отличительный знак (можно придумать эмблему, значок, проездной билет и т.д.), который даст возможность отправиться в следующее путешествие.
А сейчас давайте познакомимся.
Меня зовут… (называется имя). А как зовут Вас, я узнаю, если вы все вместе, взявшись за руки, назовете каждый свое имя. Дети называют свои имена.
Вот мы и познакомились.
Дорога в страну Находителей и Узнавателей не близкая и нам никак не обойтись без путеводителя. Этот путеводитель, который называется “Десять шагов в страну Находителей и Узнавателей” поможет нам найти дорогу и не сбиться с пути.
Рисунок1
Если вы откроете вторую страничку путеводителя
Рисунок2
и напишите свое имя, то получится, что путеводитель составлен для каждого из вас (дети вписывают свои имена).
Прежде чем отправиться в путешествие, ответьте мне на вопрос: что главное в путешествии? (Ответы детей). Конечно, в путешествии важно …. (перечисляются ответы детей), но самое главное в путешествии – это дружба и хорошее настроение.
Перед вами лежат смайлики
Рисунок 3
Давайте посмотрим, какое настроение передают смайлики (дети называют настроение, передаваемое смайликами)
- Что вы скажете о мультяшках, появившихся на экране? (на экране появляется изображение каких-либо персонажей с разным настроением)
- Какое у них настроение? (веселое, грустное, задумчивое)
Послушайте музыку и определите, какая она: грустная или веселая (включить музыкальный фрагмент)
- О настроении какой мультяшки она рассказывает? (Ответы детей)
- А какое настроение у вас? Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и приклейте на вторую страничку путеводителя в первый кружочек
Рисунок4
Дети выбирают и приклеивают смайлики.
Когда люди приезжают в другой город или в другую страну, им часто приходится слышать один и тот же вопрос: Откуда вы? Если нам зададут такой вопрос, что мы ответим на него? (Ответы детей)
Для того чтобы ответить на этот вопрос, видимо, недостаточно знать название города, в котором мы живем. А ведь у каждого города, как и у каждого человека, есть настоящее и прошлое, которое складывается из цепочки событий, составляющих его биографию. Если город можно сравнить с человеком, значит, у него, как и у каждого из нас, должно быть свое лицо и свой голос. Подумайте, из каких звуков состоит голос нашего города. Назовите звуки города, которые мы можем слышать каждый день.
Если мы еще раз послушаем звуки города, может быть, услышим и его биографию?!
Детям дается для прослушивания звуковая биографическая дорожка.
- Узнали голос нашего города? А теперь давайте, прослушаем звуки города еще раз, только не целиком, а небольшими кусочками – фрагментами. Слушая фрагмент, подумайте, как он связан с городом. Наша задача по звукам шаг за шагом написать биографию нашего города.
Включается первый фрагмент (национальная песня).
- Что вы услышали в этих звуках? Чьи голоса? Ответы детей.
Вот так поет земля севера, на которой мы с вами живем. Когда Хант выходит утром из своего чума, он говорит всему, что его окружает: “Вузя ула” (слова выводятся на экран с тем, чтобы дети могли их прочесть), когда ненец выходит из чума, он говорит своей земле, своим оленям: “Ань торово!”. Когда началось наше занятие, я вам могла сказать: “Вузя ула, ребята” или “Ань торово, ребята”. Как вы думаете, что обозначают эти слова. (Здравствуй!)
Давайте и мы в знак уважения земле, на которой живем, нашему городу скажем по ненецки “Здравствуй”. Дети вместе произносят “Ань торово!”, а теперь по хантыйски “Вузя ула”.
- Ребята, а вы слышали в прослушанном фрагменте звуки нашего города? (Нет). Как вы думаете, почему? О каком времени в биографии нашего города мы можем вести речь? (Города еще не было). Если дети затрудняются ответить, задать наводящие вопросы. Из предложенных картинок выберите ту, которая больше всего подходит на ваш взгляд к прослушанному фрагменту, и отложите ее в сторону.
Слушаем следующий фрагмент (звуки летящего вертолета, лязг металла).
- Что это за звуки? С каким событием в биографии города можно связать эти звуки? Найдите ту картинку, которая, на ваш взгляд, больше всех соответствует прослушанному фрагменту, и положите рядом с предыдущей картинкой.
Слушаем следующий фрагмент (едет поезд, слышится стук колес).
- Что это за звуки? Наверняка многим из вас они очень знакомы. С каким событием в биографии города можно связать эти звуки? Найдите среди оставшихся картинок ту, которая, на ваш взгляд, больше всех соответствует прослушанному фрагменту, и положите рядом с предыдущей картинкой.
Ребята, а вы любите ездить на поезде? У нас с вами есть такая возможность.
Физкультминутка: Дети выстраиваются друг за другом.
Загудел паровоз (Как гудит? Дети говорят “Ту-ту”)
И вагончики повез. (Дети идут по классу)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу. (Дети садятся на место).
Слушаем следующий фрагмент (звуки стройки).
- Какие звуки вы услышали в данном фрагменте? (Лес шумит, работает пила, работает трактор). Повторите звуки шумящего леса. Повторите звуки работающей пилы. Что, по – вашему, происходит? (Рубят, пилят лес) Для чего валят лес? С чем это связано? С каким событием в истории города? Найдите картинку, соответствующую данной страничке в биографии города и положите рядом с предыдущей картинкой.
Слушаем следующий фрагмент (шум большого города, голоса людей, позывные радиостанций, заставки местных передач и т.д.).
- Что можно сказать об этом фрагменте? Найдите среди оставшихся картинок ту, которая, на ваш взгляд, больше всех соответствует прослушанному фрагменту, и положите рядом с предыдущей картинкой.
Посмотрите на дорожку, которая у вас получилась. Откройте путеводитель
рисунок5 рисунок6 рисунок7 рисунок8 рисунок9
Правильно ли вы выстроили события, которые составляют биографию нашего города. Давайте эти картинки озвучим. Дети берут на себя роли: лес, пила, поезд, смех детей, гул машин и т.д. и все вместе звучат.
Дети делятся на две команды. Им предлагается собрать мозаику.
Посмотрите (на экране из мозаики собирается картинка города), любой город состоит из множества маленьких частичек: травинок, людей, собак и голубей, автобусов, домов и площадей, которые, существуя сами по себе, складываются в один единственный узнаваемый образ города. С особым усердием, соединяя маленькие частички мозаичного полотна, мы сами выстраиваем свой город, любовь к которому может “простираться до неба”.
Впереди нас ждет большое путешествие в страну Находителей и Узнавателей. На следующем занятии нам предстоит сделать первый шаг, а первый шаг всегда трудный. Поэтому нам нужно время, чтобы набраться сил и отдохнуть.
Итог урока:
Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? (Слушали звуки города)
Для чего мы слушали звуки города? (Выстраивали его биографию)
Как бы вы назвали наше занятие?
Откройте страничку №2 путеводителя. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению, и приклейте рядом с первым смайликом. У кого изменилось настроение за время занятия? Покажите на лице ваше настроение до занятия. А теперь настроение после занятия. А теперь закройте путеводители. Спасибо за работу. До свидания.