Цели:
- Дать формулу расчета сопротивления проводника, понятие удельного сопротивления, единицы удельного сопротивления в ходе выполнения экспериментальных заданий.
- 3акрепление умений учащимися собирать электрическую цепь, использовать амперметр и вольтметр для измерения силы тока и напряжения соответственно, использовать полученные значения силы тока и напряжения для определения сопротивления проводника.
- Развитие умений учащихся: а) делать самостоятельно вывод по полученным экспериментальным данным; б) работать в группах; в) использовать формулу для расчета сопротивления проводника в решении задач; г) использовать табличные справочные материалы.
- Воспитание коллективизма, чувства ответственности за работу группы, взаимопомощи. Осуществление политехнического воспитания.
Ход урока
1. Повторение (фронтально, устно)
- 3акон Ома.
- Как получить R из закона Ома?
- Что является причиной сопротивления?
- 3ависит ли сопротивление от напряжения? Силы тока?
Сообщение цели учащимся:
- От чего и как зависит сопротивление проводника в ходе экспериментальной работы по группам мы и узнаем.
- Познакомимся с новой формулой расчета сопротивления проводника, новой физической величиной - удельное сопротивление проводника.
- Научимся применять новые знания в решении задач.
Для чего служит вольтметр? Как его подключить к проводнику? 6. Для чего служит амперметр? Как его включить в цепь, если надо измерить силу тока на проводнике? 7. Какую формулу надо использовать, чтобы вычислить R?
Познакомить учащихся с реостатом.
2.Инструкция по технике безопасности.
З. Экспериментальная работа по группам (по четыре человека).
Оборудование на столах, за которыми сидят учащиеся:
- Источник постоянного напряжения на 3,6 Вольт.
- Реостат школьный лабораторный.
- Амперметр, вольтметр школьные лабораторные.
- Соединителъные проводники.
- Исследуемые проводники (по два проводника на каждую группу; укреплены на дощатых панельках, изготовленных на уроке технологии самими учащимися). Один проводник из алюминия, другой из стали.
- Задания для практической исследовательской работы:
Для 1,2,3 групп: Имеются два стальных проводника одинаковой толщины, но разной длины. Поочередно включая их в электрическую цепь, измерить на них силу тока и напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника и сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от его длины?
Для 4,5,6 групп: Имеются два стальных проводника одинаковой длины, но разной толщины (разной площади поперечного сечения). Поочередно включая их в электрическую цепь измерить на них силу тока и напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника и сравнить их. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от площади его поперечного сечения?
Для 7,8,9 групп: Имеются два проводника одинаковой длины и толщины (площади поперечного сечения). Один изготовлен из стали, другой - из алюминия. Поочередно включая их в электрическую цепь измерить на них силу тока, напряжение. Используя формулу вычислить сопротивление каждого проводника. Сделать вывод. Ответить на вопрос: зависит ли сопротивление проводника от того, из какого материала он изготовлен?
4. Итоги экспериментальной работы.
- Заслушивание выводов учащихся.
- 3аписывание на доске выводов учащихся:
Сопротивление проводника зависит от:
- его длины (прямо пропорционально) l;
- его площади сечения (обратно пропорционально) S;
- вещества проводника .
З. Формула на доске:
Вывод сами ученики делают: Чтобы рассчитать сопротивление проводника, надо знать:
- его длину;
- его площадь сечения;
- вещество проводника.
5. Удельное сопротивление проводника.
- Ученики сами записывают на доске формулу.
- Учитель дает единицы удельного сопротивления проводника.
- Знакомство с таблицей удельных сопротивлений проводника в учебнике и сборнике задач.
6. Закрепление материала.
- Каждая группа вычисляет сопротивление своих проводников (значения сечений им сообщить)
- Расчитать удельное сопротивление одного из проводников (с которыми выполняли работу) и сравнить с табличными значениями.
7. Итоги урока. Сообщение оценок. Анализ работы групп, отдельных учащихся.