Цель:
- учить решать задачи на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц;
- закрепить вычислительные навыки по таблице умножения и деления;
- способствовать развитию познавательных и творческих процессов.
Организационный момент.
- сегодня на уроке математики нам с вами предстоит выполнить цепочку заданий, а чтобы она не разрушилась, я предлагаю работать активно и дружно. Только вместе мы сможем преодолеть все трудности.
В рабочей тетради записываем сегодняшнее число, классная работа. Пока мы будем работать устно, некоторые выполняют задания по карточкам.
- Что можете сказать о числе 28?
- Почему число 28 чётное?
Устный счёт.
а) - Посмотри на ряд чисел, записанных на доске.
- Назови чётные числа. … … …
- Назови числа, которые делятся на 3. … … …
- Если вы правильно назовёте числа, которые одновременно делятся на 2 и 3, то сможете узнать тему нашего урока.
9, | 2, | 18, | 15, | 4, | 20, | 21, | 24, | 27, | 30. |
за | да | чи |
- Какая тема урока? (показывают схемы)
на …меньше ? в…раз меньше
- Чтобы научиться решать такие задачи, мы должны к ним подготовиться. Для этого выполните следующее задание.
б) На доске записан логический квадрат. Установи закономерность и вставь пропущенное число.
3 | 4 | 12 |
4 | 5 | 20 |
? | ? | 30 |
- Что происходит с первым множителем? (увеличивается на 1)
- Что происходит со вторым множителем? (увеличивается на 1)
- Что происходит с произведением? (тоже увеличивается)
Правильно, молодцы, вы очень внимательны, поэтому легко справитесь и со следующим заданием.
в) Внимательно посмотри на выражения. Расположи их так, чтобы значение выражения тоже увеличивалось.
23 – 9 | 15 : 3 | 2 · 6 |
ча | за | да |
читает 3 | читает 1 | читает 2 |
- Какое слово получилось?
Ведь мы не можем изучать новые задачи, не повторив старых.
г) Используя данное выражение, составь свою задачу, а я попробую с вашей помощью найти к ней решение. Если вы будете согласны со мной – хлопните (ответы).
- А чья задача подходит к нашей теме? (повторение темы учащимися)
- Почему она подходит? (правильно, ведь тема нашего урока “Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз”). (Если такой не будет, то, прочитав тему, указываем на схему).
- Если в задаче говорится, на несколько меньше, то каким действием вы решите задачу? ( – под схемой).
- Изменится ли действие, если в ней будет говориться в несколько раз меньше?
- Каким действием решите эту задачу? ( – под схемой)
Давайте проверим наши предположения по учебнику.
а) Чтение первой задачи вслух.
- На что указывает число 9? (количество гусей)
- В три раза меньше? (количество уток)
- Что мы сейчас назвали в задаче? (условие)
- Прочитай вопрос.
- Имея эти данные, мы можем ответить на вопрос?
б) Чтение второй задачи вслух.
- Назови условие задачи.
- Назови вопрос.
- Можем ли мы ответить на этот вопрос?
- Покажи карточку, каким действием решишь первую задачу. Почему?
Решишь вторую задачу. Почему?
- Кому не понятен выбор решения?
I вариант – записывает и решает задачу на вычитание (– );
II вариант – записывает и решает задачу на деление ( : )
Взаимопроверка – поменяйся с соседом и проверь его решение и решение на доске.
Сравните эти задачи и их решения на доске.
- Что общего между ними?
Решение в одно действие;
Говорится меньше! А меньше, это значит уменьшить.
- Чем отличаются?
Выбор действия (решения);
Если на – вычитание (– ); в – деление ( : ).
Если задача на уменьшение и в ней есть предлог на – то решается она вычитанием; если предлог в – то решается делением.
Физминутка на внимание.
А можно ли эти задачи решить в два действия?
- Что для этого нужно изменить в задаче?
- Какой может быть вопрос у первой задачи? (Назови и покажи)
- Какой может быть вопрос у второй задачи? (Назови и покажи)
- Выбери задачу и реши её в два действия (решение, ответ).
- Если я задачу решила так, – +
- + + – лишняя. Почему? (+ на увеличение)
- : + то какую задачу я решила? Почему?
Молодцы! Вы очень внимательны. Я не смогла вас запутать.
А сможете ли вы сами выбрать задачу по нашей теме из № 2, с. 55 – устно.
- а) Самостоятельное чтение.
- б) Какую выбрал? Почему? (№ 2 (1), так как решаем задачи на уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц).
А сейчас мы с вами проверим не только свои полученные знания, но и тех ребят, которые выполняли задания на карточках.
- У кого получилось чётное значение выражения – левая сторона, где задача.
- У кого получилось нечётное значение выражения – правая сторона, где задача.
- А остальные из № 3, стр. 55.
- Выберите и запишите два выражения:
- на уменьшение числа на несколько единиц;
- два выражения на уменьшение числа в несколько раз;
- два выражения на увеличение числа в несколько раз.
- Есть ли здесь выражения на увеличение числа на несколько единиц?
- Прочитай, назови результат.
- Молодцы! Мы хорошо поработали и давайте подведём итог урока.
Итог урока.
- Какая тема урока была сегодня? (решение задач на уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз).
- А теперь подумай и ответь, если ты согласен с выражением, подними руку.
- Я понял, как решаются такие задачи.
- Я научился решать такие задачи.
- Я научился сам и могу помочь другому.
А если кто-то из вас испытывает пока затруднения при решении таких задач, то честно карандашом поставьте * на полях.
- Ребята, а главное, что же мы сегодня на уроке делали? (Учились – слова, составленные по карточкам в малых группах на доске).
9. Домашнее задание.