На современном этапе обучения в начальных классах возросла потребность повышения грамотности. Решение данной задачи зависит от содержания, методики, структуры урока русского языка. Предлагаемый курс создает условия для реализации творческих способностей младших школьников при изучении русского языка. Курс позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Структура курса базируется на государственной программе.
Учебники русского языка для начальной школы содержат устаревшие и далекие от современности тексты. Предлагаемый курс содержит текст понятный и близкий современному ученику, что вызывает неподдельный интерес.
Курс содержит следующие разделы:
1 класс
- Правописание гласных после шипящих.
- Проверка знаний.
2 класс
- Повторение изученного в 1 классе.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание удвоенных согласных.
- Итоговые работы за 2 класс.
3 класс
- Повторение изученного во 2 классе.
- Разделительный мягкий знак.
- Состав слова.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Проверка знаний.
- Части речи.
4 класс
- Имя существительное:
- Распознавание склонений,
- Распознавание падежей,
- Правописание безударных падежных окончаний, проверка знаний.
- Имя прилагательное.
- Местоимение.
- Глагол.
Задачами курса являются:
- Соответствие государственным учебным программам по русскому языку.
- Пополнение словарного запаса учащихся.
- Расширение кругозора.
- Раскрытие понятий современных терминов.
- Повторение и закрепление материала.
- Формирование контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Приведенные ниже примеры заданий по теме “Имя существительное” составлены для учащихся 4 класса, ярко демонстрируют методику.
Многолетний опыт работы показал, что изучение программного материала для 4 класса по теме “Имя существительное” необходимо начинать с распознавания склонений имен существительных. Это является основой дальнейшего грамотного написания падежных окончаний.
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Карточка №1
Задание: Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 2 склонения.
Старина, льдина, стекляшка, гора.
Задание: От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
- Светлый
- Бедный
- Хитрый
Задание: Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
Из з_мляной н_ры выгл_нула м_рдашка п_левой мыш_. От б_се_ки по пр_мой д_ро_ке мкдле_о ш_гал ст_ричок. М_рковь п_лезна для здоровья.
Задание: Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 3 склонения.
Карточка №2
1.Задание: Образуй и запиши от данных слов однокоренные имена существительные 3 склонения.
Печник, болячка, ночник, площадка.
2. Задание: От данной части речи образуй однокоренные имена существительные разных склонений.
- Беглый
- Верхний
- Жалобный
Задание: Запиши предложение. Найди имена существительные. Определи склонение существительного.
К л_сному оз_ру от шо_е в_ла у_кая тр_пинка. Ср_ди нал_в_ных к_лос_ев рж_ с_нел гл_зок василька. Из т_жёлой тучи спл_шной ст_ной хлынул дож_.
4. Задание: Придумай и запиши предложение с существительным из словаря 2 склонения.
Карточка №3
Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
На с_рени с_дит пч_ла. Над домом в_ётся лё_кий дымок. Ло_ка прич_лила к бер_гу. Др_ж_т л_сток на осине от ветра. По у_ской тр_пинке отря_ вышел на л_сное оз_ро.
Задание: Спиши. Укажи склоненине имён существительных. Разбери слова по составу.
Пожарник - … скл., грелка - … скл., прорубь - … скл.,
Задание: Спиши. Укажи падеж имен существительных.
В цв_точ_ке, из д_щеч_ки, на в_рш_не, над р_кой, за с_лом, у пл_щ_ ки, к стне, о ст_пи, по в_де, от стр_лка.
Карточка №4
Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
К ст_ро_ке л_сника пришла л_сиха. Доблес_но трудится м_л_дё_ь на стр_ительстве ж_лого дома. На х_лме над р_кой рос ду_ . Л_чебное р_стение зв_робой растёт у р_ки.
Задание: Образуй и запиши однокоренные имена существительные. Укажи склонение имен существительных.
- Сор, …, …,
- Сад, …, ….
Задание: Спиши. Найди имена существительные. Укажи падеж имен существительных.
В сер_це, из под_езда, под в_дой, по тр_ве, у с_вы, от м_роза, на зел_ни, в рукоп_си, о б_глеце, над г_л_вой.
Карточка №5
Задание: Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
В книг_ извес_ного п_сателя р_бята проч_тали см_шной ра_ка_. В ст_ловом набор_ на скатерт_ не было с_лонки. В бл_жайшем киоск_ у м_тро ч_сто т_лпился н_ро_. Во дв_ре на дач_ном уч_с_к_ у загоро_к_ см_стерили бу_ку для с_баки.
Задание: Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
В стенк_ на полк_, на скатерт_ в ваз_, в кресл_ на кухн_, на ветк_ сирен_.
Карточка №6
Задание: Спиши предложения, дописав окончания имен существительных. Укажи падеж имен существительных.
На б_говой д_ро_к_ сп_ртсмена с радост_ю встр_ч_ла гру_ _ а б_лельщиков его команды. В фильм_ о подвига_ г_роя сн_мался извес_ный актёр кино. В зел_н_ м_л_дой л_ствы по т_полиной веточ_к_ проб_жал луч_ со_нца.
Задание: Спиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.
На кровит_ в комнат_, на вокзал_ в касс_, на диван_ у стенк_, по дорог_ к речк_.
Карточка №7
Задание: Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительных.
В (центр) сп_ртивной (пл_щ_ка) встреч_ется гру_а б_гунов. На (в_рхушка) (ель) сне_ л_ж_т (ша_ка). По (д_рога) к (с_ло) проехал вездехо_ . По (площ_ _ ь) маш_на промч_лась к (аптека). Сла_ко спал м_лыш_ в (кровать).
2. Задание: Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
- с_лёный
- б_льной
3. Задание: Используя предлоги, запиши слова словаря в Предложном падеже.
М_даль, г_зета, в_гон, д_вочка, с_рень, п_м_дор, б_га_, ж_лезо.
Карточка №8
Задание: Спиши, раскрывая скобки. Укажи падеж существительного.
На тонкой (б_рё_ка) громко кр_ч_л грач_. На (ветка) (с_рень) вес_ло расп_вал сол_вей. Привольно в_сной (зверь) в (лес), (птич_ка) на (простор), (ры_ка) в (р_ка), (бука_ка) в (тра_ка). Соск_льзнула белоч_ка с (ель) вни_.
2. Задание: Образуй существительные разных склонений. Укажи склонение.
- об_днел
- м_л_дой
3.Задание: Используя предлоги Родительного падежа, запиши словосочетания.
доб_жал … (д_рога), вып_сал … (т_тра_ь), сл_тел … (м_лина) , св_рил … (м_рко_ь)