ЦЕЛЬ: Закрепление умения определять время глагола.
ЗАДАЧИ: Закрепить знания учащихся о глаголе; проверить умение определять время глагола; развивать умение анализировать свою деятельность.
ХОД УРОКА
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
На доске:
Я коня водой ...
Песню солнышку ...:
- Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты ... .
У. Прочитайте отрывок. Чем необычно это стихотворение?
Д. Есть слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
У. Прочитайте эти слова.
Д. Пою - пою, светило - светило.
У. Объясните лексическое значение этих слов.
Д. Водой пою, поить - значит давать пить. Песню пою, петь - значит издавать голосом музыкальные звуки. Свети светило - небесное светило (солнце и звёзды), ночное светило (луна и месяц). Чтобы ты светило - светить, давая свет кому-то. Например, солнышко на всех равно светит.
У. Какое слово лишнее? Почему?
Д. Светило. Так как это существительное.
У. Что объединяет все остальные слова?
Д. Все остальные слова-глаголы.
У. Что вы знаете о глаголе как о части речи?
Д. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что будет делать? что сделать? Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глагол несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Глаголы изменяются по лицам в форме настоящего и будущего времени; изменяются по числам; по родам только в форме прошедшего времени. Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, будущего, прошедшего времени.
2. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
У. С каким грамматическим признаком глагола мы знакомились на прошлых уроках русского языка?
Д. С изменением глаголов по временам.
У. Какова цель нашего урока?
Д. Учиться определять время глаголов.
У. Определите вид и время глаголов ПОЮ и СВЕТИЛО. Что для этого вам надо сделать?
Д. Задать к глаголу вопрос.
Д. Пою (что делаю?) - глагол несовершенного вида, в настоящем времени. Светило(что делало?) - глагол несовершенного вида, в прошедшем времени.
3. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1.
У. У каждого из вас на столах лежат карточки, в которых помещён отрывок из стихотворения Ивана Бунина (нашего известного русского классика). Прочитайте отрывок. Найдите глаголы. Выпишите их по порядку в столбик. Определите время глаголов.
|
5. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И КОРРЕКТИРОВКА ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК.
У. Проверим выполнение работы.
Д. Кукует (что делает?) - несовершенный вид, настоящее время; заночует (что сделает?) - совершенный вид, будущее время; устал (что сделал?) - совершенный вид, прошедшее время; уснёт (что сделает?) - совершенный вид, будущее время.
6. АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
У. Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак “+” в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений. Знак “?”, если испытывали затруднение.
АНАЛИЗИНДИВИДУАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ПО ТЕМЕ “ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
ГЛАГОЛА” Фамилия__________________ Имя____________________ + - задание выполнил(а) верно, без затруднений ? - испытывал(а) трудности |
|||
Знаю | Умею | ||
Определение глагола как части речи | Находить глаголы в тексте | ||
На какие вопросы отвечает глагол | Задавать к ним вопросы | ||
Как определить вид глагола | Определить вид глагола | ||
Как определить время глагола | Определить время глагола | ||
Показатели временных форм глагола | Доказывать свой ответ | ||
Итого: | Итого: |
Д. (Анализируют свою деятельность.)
7. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА..
8. СОМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
У. А теперь для проверки ваших знаний по этой теме вы выполните самостоятельную работу на карточках без дополнительной помощи. Проверив вашу работу, я смогу оценить ваши знания и умения по этой теме.
Задание: Прочитайте текст. Впишите
подходящие по смыслу глаголы в предложения из
сло для справок. Определите их вид, временные
формы. Отметьте части слова, которые образовали
эти временные формы. По всему зелёному лугу _______________ (_________________) ромашки, ______________ (______________) мышиный горошек, От лёгкого ветерка нежно _______________ (_________________) колокольчики. Всё лето _______________ (______________) эти милые цветы. СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: будут цвести, белеют, цветёт, желтеют, звенели. |
Д. (Работают над текстом и доказывают правильность своего ответа.)
У. (Проводит коллективную проверку выполненной работы.)
9. ИТОГ УРОКА.
У. Чем вы сегодня занимались на уроке? Что вы считали нужным запомнить? Чему в дальнейшем необходимо уделить особое внимание? А что на уроке вам показалось особенно интересным?
10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У. Ребята! Дома вы будете выполнять творческое задание по пройденной теме, работая над отрывком из стихотворения А. Плещеева. Задание указано в карточке: продумать систему заданий по теме “Глагол”.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. |