Форма проведения: КВН.
Программное обеспечение:
- 2 компьютера с программой “Страна “Фантазия”” к курсу “Первые шаги в мире информатики” (авторы С.Н.Тур, Т.П.Бокучава);
- первый год обучения (второе полугодие), программа “Множества”.
Предварительная подготовка: 2 колокольчика, по 2 карточки с заданиями для каждого конкурса (всего 10), ответы для жюри.
Цели:
- обобщение и углубление изученного материала;
- проверка и закрепление знания о понятиях “множество” и “элементы множества”;
- проверка и закрепление умения сравнивать множества по числу элементов в них.
Задачи:
- развитие у школьников умения логически излагать мысли, развитие памяти, внимания, расширение кругозора;
- воспитание уважения к сопернику, умение работать в команде;
- развитие способности устанавливать определённые отношения между предметами, сравнивать признаки предметов;
- развитие способности ребёнка к мыслительной операции классификации.
Ход урока
I. Орг. момент
Добрый день!
Сегодня мы собрались здесь, чтобы определить, кто же из вас самый лучший знаток в области множеств и их элементов. А определять кто же из вас станет самым-самым, будет наше уважаемое жюри.
Представление жюри.(слова напутствия).
В нашем конкурсе примут участие 2 команды по 6 человек.
- Встречайте участников нашего КВН. Прошу капитанов представить свои команды.
Представление участников.
II. Ход конкурса
Первый конкурс.
Продолжи предложение.
Каждой команде я раздаю по одному листку с неоконченными предложениями. Ваша задача немного посовещавшись, как можно более точно, закончить предложение. Как только капитан решит, что команда готова к ответу, он должен тут же зазвонить в колокольчик и эта команда будет отвечать первой. За каждый правильный ответ команде присуждается 5 баллов. Если команда даёт не правильный ответ или не знает ответа, то в игру вступает вторая команда.
1) Множество - это… (группа предметов с общим названием и собранных вместе)
2) Как по другому можно назвать предметы любого множества? (элементы)
3) Сколько элементов может содержать множество? Выбери правильный ответ и докажи свой выбор.
а) больше 10
б) сколько угодно
в) не больше 20
4) Множества называются равными, если… ( у них равное число одинаковых элементов)
5) Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется… (пустым)
Второй конкурс.
“Какое слово надо исключить?”
На ваших столах лежат карточки со списком слов, принадлежащих 5 различным множествам. Вам необходимо исключить из каждого списка слово, не принадлежащее данному множеству. После того, как работа будет закончена, капитаны сдают карточки жюри.
За каждый правильный ответ команде присуждается 3 балла, время сдачи так же учитывается.
1) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка.
2) Река, озеро, мост, море.
3) Стол, ковёр, кресло, кровать
4) Курица, петух, орёл, гусь.
5) Саша, Витя, Петров, Коля.
Третий конкурс.
Дополни множество.
Каждой команде предлагается вписать ещё по одному элементу в каждое множество.
За каждый правильный ответ команде присуждается 3 балла, время сдачи так же учитывается.
1) Август, сентябрь, январь…
2) Суббота, вторник, среда…
3) Полдень, вечер, ночь…
4) Листья, ветки, ствол…
5) Математика, рисование, чтение…
Четвёртый конкурс - конкурс капитанов.
Сейчас капитаны покажут своё мастерство в работе за компьютером. Вам необходимо разложить по двум корзинам предложенные предметы. В корзину можно поместить только предметы одного множества. Если в эту же корзину попытаться поместить предмет другого множества, то он возвращается на прежнее место. Я попрошу уважаемых жюри подойти к капитанам, чтобы проследить за правильностью выполнения задания, подсчитать количество правильно выполненных заданий и зафиксировать быстроту выполнения работы.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл.
Пятый конкурс.
Пока капитаны соревнуются, командам предлагается выполнить следующее задание:
“Дай название множеству”
1) Окунь, карась, щука -
2) Дерево, цветок, трава -
3) Огурец, помидор, морковь -
4) Слон, муравей, пингвин -
5) Шляпа, фуражка, кепка -
За каждый правильный ответ команде присуждается 3 балла, время сдачи так же учитывается.
Шестой конкурс.
Сравни множества.
У каждой команды на столах лежат карточки с 3 заданиями на сравнение множеств.
Каждое задание оценивается по 5 балльной системе, время сдачи учитывается.
1) Соедини линиями равные множества.
2) Нарисуй любые предметы так, чтобы знаки между множествами были верны.
3) Сравни по количеству фигур множества ёлочек, сердечек, звёздочек. Впиши в рамочку название множества с наибольшим количеством фигур.
III. Подведение итогов
Пока жюри будет подводить итоги, мы с вами немного отдохнём и поразгадываем загадки.
- Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса. Кто летит ниже всех? (оса)
- Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (вес одинаковый)
- Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Боря гостил в деревне неделю и 3 дня. Сколько дней гостил Боря? (10)
- На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (1)
- Крышка имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов стало у крышки? (5)
- На ёлке росли 5 яблок и 3 груши. Сколько плодов росло на ёлке? (на ёлке яблоки не растут)
- На подоконнике лежало 9 помидоров. 2 из них покраснели. Сколько помидоров на подоконнике? (9)
- Когда гусь стоит на одной ноге, то весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на 2 ноги? (3)
- Митя тратит на дорогу в школу 8 минут. Сколько времени он потратит, если пойдёт вместе с сестрой? (8)
- В парке стояло 8 скамеек. 3 покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8)
Поздравительное слово жюри, награждение победителей.