Пояснительная записка.
Программа курса предназначена для удовлетворения познавательных интересов учащихся. При изучении курса “География России” невозможно уделять достаточно времени изучению географии родного края. Изучение геральдики городов Свердловской области позволит учащимся получить интегрированные знания из курсов истории и географии, так как герб отражает историческое прошлое и настоящее экономическое развитие города. Поэтому, толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков позволит учащимся изучить особенности становления и развития хозяйства городов в интересной форме. Ребёнок сможет узнать о традициях и экономической жизни городов своей малой родины, что поможет сделать свой профессиональный выбор, следуя пословице “Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому”.
Цели курса:
- воспитание чувства уважения и патриотизма к своей малой родине
- через знакомство учащихся с особенностями становления и развития
- хозяйства городов Свердловской области, путём правильного толкования
- гербовых геральдических знаков.
Задачи курса:
- Дать теоретические знания по основам геральдических законов правил;
- Научить описывать и анализировать различные гербы;
- Формировать умения и навыки моделирования гербов по геральдическим законам и правилам используя различные источники информации.
Содержание курса.
Курс состоит из пяти разделов:
I. Введение;
II. Геральдические законы и правила, I
II. Блазонирование и анализ гербов городов Свердловской области,
IV. Моделирование герба,
V. Составление и презентация сборника творческих работ.
Курс рассчитан на 35 часов и предлагается учащимся 9х-10х классов так как у него большой познавательный и воспитательный потенциал. Курс знакомит учащихся с основными правилами и законами создания гербов; особенностями становления и современной жизни городов Свердловской области; интегрирует знания по истории и географии; легко поддаётся дифференциации, поэтому вызывает интерес как у “сильных” так и у “слабых” учащихся. Содержание курса способствует формированию умений и навыков для будущей работы в области педагогики, краеведения, музейного дела. Содержание курса реализуется в Интернет-ресурсах и авторском пособии для учащихся и учителя.
Содержание курса:
I. Введение (1 час)
Сущность и задачи геральдики.
II. Геральдические законы и правила (19 часов).
Финифти (эмали), металлы и меха. Формы и деления щитов. Гербовые фигуры. Фигуры геральдические. Почётные фигуры. Простые фигуры. Фигуры негеральдические. Естественные фигуры. Искусственные фигуры. Фантастические фигуры. Внешние фигуры и украшения щитов. Бурелет, венок, девиз, девизная лента.
III. Блазонирование и анализ гербов городов Свердловской области (8 часов).
Животные на гербах городов Свердловской области. Растения на гербах городов Свердловской области. Быт на гербах городов Свердловской области. Фантастические фигуры на гербах городов Свердловской области.
IV. Моделирование герба (4 часа).
Герб семьи. Родовой герб. Герб города. Герб государства.
V. Составление и презентация сборника творческих работ (2 часа).
Итоговое занятие (1час).
Методы и формы обучения:
- междисциплинарная интеграция знаний истории, географии, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- работа в группах различной численности;
- моделирование и проектирование;
- блазонирование;
- поиск и исследование;
- самостоятельная работа с различными источниками информации.
Результаты изучения курса.
Учащийся должен иметь представление о основных геральдических законах и правилах по созданию гербов.
Учащийся должен уметь:
- блазоноровать герб;
- анализировать и объяснять геральдические символы;
- моделировать герб по геральдическим законам и правилам.
- Учащийся должен иметь опыт:
- индивидуальной работы, направленной на саморазвитие;
- работы в группе различной численности;
- работы с различными источниками информации;
- публичных выступлений;
- создания проектов и написания исследовательских работ.
Формы контроля уровня достижений учащихся.
Промежуточная аттестация.
- наблюдение за активностью учащихся на занятии;
- анализ творческих и практических работ;
- выполнение диагностических заданий в рабочей тетради;
- тестирование.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса.
Ученик мажет сам выбрать один из предложенных способов аттестации.
Зачётная работа (экзамен).
Документально подтверждённые достижения (грамоты, дипломы) за совокупность самостоятельно выполненных работ.
Накопительная итоговая оценка (результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса).
Учебно-тематический план курса.
№ | Раздел. Тема занятия. | кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |
I. | Вводное занятие. Сущность и задачи геральдики. | 1 | игра | составление герба классного коллектива | |
II. | Геральдические законы и правила. | 19 | |||
1. | Финифти (эмали), металлы, меха. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба; | |
2. | Щиты (формы и их деление). |
1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
3. | Гербовые фигуры. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
4. | Фигуры геральдические. | 2 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
|
1. | Почётные фигуры. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба |
2. | Простые фигуры. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
5. | Фигуры негеральдические. | 10 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
1. | Естественные фигуры | 4 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
1.а | Бесплотные силы и святые | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
1.б | Изображение животных | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
1.в | Изображение растений. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
1.г | Изображение планет, звёзд, стихий. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
2. | Искусственные фигуры. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
3. | Фантастические фигуры. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
6. | Внешние фигуры и украшения щитов. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
7. | Бурелет, венок, девиз, девизная лента. | 1 | лекция, практикум | составление опорного конспекта; блазонирование и анализ герба | |
III. | Блазонирование и анализ гербов городов Свердловской области. | 8 | |||
1. | Животные на гербах городов Свердловской области. | 2 | исследование практикум, семинар |
написание исследовательской работы |
|
2. | Растения на гербах городов Свердловской области. | 2 | исследование практикум, семинар |
написание исследовательской работы |
|
3. | Быт на гербах городов Свердловской области. | 2 | исследование практикум, семинар |
написание исследовательской работы |
|
4. | Фантастические фигуры на гербах городов Свердловской области. | 2 | исследование практикум, семинар |
написание исследовательской работы |
|
IV. | Моделирование гербов. | 4 | |||
1. | Герб семьи. | 1 | практикум, деловая игра “Заседание геральдического совета”. | проектирование и блазонирование герба; создание чертежа, схемы, рисунка. |
|
2. | Родовой герб. | 1 | практикум, деловая игра “Заседание геральди-ческого совета”. | проектирование и блазониров. герба; создание чертежа, схемы, рисунка |
|
3. | Герб города. | 1 | практикум, деловая игра “Заседание геральди-ческого совета”. | проектирование и блазониров. герба; создание чертежа, схемы, рисунка. |
|
4. | Герб государства. | 1 | практикум, деловая игра “Заседание геральдического совета”. | проектирование и блазонирование герба; создание чертежа, схемы, рисунка |
|
V. | Составление и презентация сборника творческих работ. | 2 | презентация | сборник лучших работ | |
Итоговое занятие | 1 | круглый стол | опыт общения |
Итого: 35 часов.