Тип урока: урок-путешествие.
Традиционная программа: “Начальная школа XXI века” под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой.
Учебник “Чтение и письмо” Авторы: Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Л.А. Ефросинина.
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать: устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, согласованности при работе в паре.
Оборудование: учебник, выставка книг В.Г Сутеева, портрет писателя, плакат с рисунками грибов, русские народные сказки “Теремок” и “Рукавичка”, карточки с трудными словами, конверты с частями пословиц: “Без беды друга не узнаешь”, “Нет друга - ищи, а нашёл – береги”, Дружат – как кошка с собакой”, “Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков”.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
- Мы с вами закончили изучать буквы русского алфавита. Теперь мы будем учиться правильному, выразительному чтению, грамотному письму, развивать и обогащать свою речь.
3. Подготовительная работа
- Ребята, а вы любите фантазировать? А ходить на прогулку в лес? А сейчас хотите совершить такую прогулку, только не выходя из класса, по представлению? Мне тоже нравится гулять по лесу, особенно в конце лета или в начале осени, когда появляются грибы. Тогда давайте немного пофантазируем и мысленно попутешествуем по летнему лесу, не выходя из класса. Но прежде, чем мы отправимся в такое путешествие, сначала познакомимся с несколькими правилами поведения в природе. Правил таких много, о них написаны целые книги. И мы постепенно со всеми из них познакомимся.
Итак, на чём же мы отправимся в гости? (Мы пойдём пешком). Почему? (Потому что в лесу нельзя шуметь). Вот вам и первое правило лесной вежливости. Оно больше для пользы гостей, т.е. для нас с вами. Об этом нам расскажут Света и Лена, которые хорошо знают эти правила.(Девочки заранее получили это задание).
- Иногда люди в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный, затаившийся. И никто из крикунов не узнает, что происходит в лесу, не услышит, как дятел в своей кузнице долбит, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметит. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали.
- Запомнили эти правила? Тогда, в путь! (Физминутка ).
Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой).
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
(Раз-два, раз-два – позади теперь вода).
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Марш на месте, не спеша, как погода хороша!
Идём мы, идём и перед нами открывается вот какое зрелище. (Дети садятся). Прочитайте с доски:
На лесной опушке выросли волнушки.
Оглянулись и сказали:
- Здравствуйте! Вы нас искали?
- Что обозначает слово волнушки? Почему их так назвали?
- А мы их будем собирать? (Да). Почему? (Они съедобные).
- Какие съедобные грибы вы ещё знаете?
- А какие грибы вы не будете собирать?
- Нужны ли они в природе? Зачем? (Дети отвечают на эти вопросы, а учитель показывает рисунки грибов на плакате).
Идём мы, идём, и вдруг набежала тучка, и стал накрапывать дождик. Что делать? Правильно, мы поставим палатку и переждём его. Но что это? Да это же маленький грибок еле виднеется из травы! А чтобы вы не скучали, я вам прочитаю сказку про такой же грибок, которую написал Владимир Георгиевич Сутеев и называется она “Под грибом”. (Обращаю внимание на портрет писателя, кратко знакомлю с его биографией).
- Какие сказки этого писателя вы помните? (“Мешок яблок”, “Кто сказал “Мяу”, “Капризная кошка”, “Палочка-выручалочка”, …).
4. Чтение сказки В.Г.Сутеева “Под грибом” учителем 1, 2, 3 частей.
- А что было дальше, вы узнаете после небольшого отдыха.
Игра “День и ночь”. – Ночь! (Дети закрывают глаза.)
Физминутка
Реснички опускаются, …
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают, …
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
- День! (Дети открывают глаза).
(Пока шла физминутка, готовилась инсценировка 4, 5, 6 частей сказки. Заранее подготовленные участники сценки надевают костюмы, шапочки персонажей сказки).
5. Инсценировка 4, 5. 6 частей сказки. (Гриб-мальчик, в большой шляпе, под ним – “Муравей”, “Бабочка”, “Мышка”, за грибом спряталась “Лягушка”.
6. Беседа по содержанию сказки.
- Понравилась ли сказка? Чем?
- Какую известную сказку напоминает сказка “Под грибом”? (Теремок”, “Рукавичка”. Показываю эти книги).
- Кто первым появляется в сказке “Теремок”? А в сказке “Под грибом”?
- Каких героев этой сказки нет в сказке “Теремок”? (Муравья, Бабочки, Воробья).
- В чём сходство сказок? (Звери продолжают приходить).
- В чём их различие? (Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца).
- Чему можно порадоваться в этих сказках? (Дружелюбию, взаимовыручке, желанию помочь).
Но вот дождик и закончился. Посмотрите, а грибок-то наш тоже вырос! Но мы оставим его ещё подрасти, а сами вернёмся в класс и будем учиться читать эту сказку. Но сначала вспомним правила чтения.
7. Речевая разминка.
Ученик читает наизусть четверостишье:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте скороговорки, чётко произнося слова: (На доске):
Три скороговорки
Прокатились с горки.
Груздь на солнце греет бок.
В кузовок иди грибок!
8. Чтение и анализ произведения.
1. - Прочитайте слова с карточек сначала по слогам, а затем целыми словами:
спря-тать-ся | спрятаться |
пе-ре-жи-да-ет | пережидает |
по-тес-ни-лись | потеснились |
про-мок-ла | промокла |
ма-лень-кий | маленький |
нем-нож-ко | немножко |
2. - Объясните значение этих выражений (Записаны на доске):
дождь пережидает (ждёт, когда кончится дождик)
кое-как уместился (еле, чуть…)
вода ручьём течёт (льётся струйкой)
потеснитесь немножко (подвиньтесь ближе друг к другу).
3. – Прочитайте сказку самостоятельно, шёпотом (чтение по группам).
4. Чтение сказки “цепочкой” вслух. (Обращаю внимание на выразительность).
5. Восстановление последовательности сказки и выборочное чтение.
- Кто первый нашёл грибок? (Муравей).
- Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).
- Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?
- Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).
- Прочитайте её просьбу.
- Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей, пожалуйста).
- Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания, …)
- Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).
6. Работа с иллюстрациями к сказке.
- Рассмотрите иллюстрации. Правильно ли художник передал последовательность событий сказки? Восстановите последовательность.
- Каких героев художник не изобразил? (Лягушку).
- Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? (Лягушка).
- А что говорится о ней в сказке, прочитайте.
- А вы догадались? (Гриб вырос).
9. Итог урока (Работа в парах).
- Сейчас поработаем в парах. На ваших столах лежат конверты с частями пословиц. Вам предстоит собрать их и решить, какая из этих пословиц отражает главную мысль сказки Сутеева.
- Почему в сказке В.Г. Сутеева всё кончилось благополучно?
10. Домашнее задание
- Научиться выразительно читать эту сказку в лицах (по группам).