Цель: Продолжить подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.
Задачи:
1. Обеспечить в ходе урока закрепление лингвистических, теоретических понятий; продолжить формирование умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту;
2. Развивать у учащихся умение выделять главное в анализируемом тексте; продолжить формирование у обучающихся умение делать выводы, обобщать; обогащать словарный запас учащихся.
3. Содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств: отзывчивости, милосердию…; продолжить воспитание у школьников аккуратности при выполнении письменных работ;
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тип: развитие речи
Ход урока
1. Организация начала урока.
Сообщение темы, целей, оформление тетрадей.
2. Работа с текстом.
1/ Чтение учителем.
2/ Чтение учащимися.
3/ Анализ текста.
-О чём говорится в тексте?
(об отсутствии милосердия в жизни)
4/ Словарная работа.
-Как вы понимаете, что такое МИЛОСЕРДИЕ?
- В словаре Ожегова даётся следующее определение:
МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.
- Подберём синонимы к данному понятию.
(отзывчивость, сострадание, переживание, сочувствие, жалость…)
- Какие антонимы имеются к данному слову?
(Жестокость, равнодушие…)
5/ Анализ текста.
- Что волнует автора?
(жестокие люди, равнодушие, царящее в обществе…)
-Какая проблема поставлена в тексте?
( Отсутствие милосердия в жизни)
- Подтвердим текстом.
(… только из общего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в колокол тревоги…, …кого винить?)
- Что утверждает автор?
(Доброе, отзывчивое отношение, помочь в трудную минуту…)
- А отрицает?
(равнодушие, цинизм, «пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается»)
- Что случится, если не принимать меры для решения проблемы? Какие могут быть последствия?
- Как можем сформулировать идею текста?
(Нельзя быть такими, милосердие должно существовать. «Кого винить?»)
- Подумайте, как можем озаглавить текст? / на доске запись по ходу ответов учащихся/
-В сборнике текст назван «О милосердии». Удачно ли название на ваш взгляд?
- Запишите в тетради заголовок текста, который на ваш взгляд наиболее удачно подходит.
В авторском заголовке мы видим отражение темы или проблемы?
- А что отражает ваше название: идею или тему?
- Мы с вами будем писать сочинение по данному тексту.
Какого стиля текст перед вами?
(публицистический)
- Докажем. /Cоставление речевой ситуации./
-1-много
Р.С. -о/о
-Воздействовать на читателя.
(проблема актуальна в наши дни, требует решения)
- Какие стилистические приёмы использует автор? Приведём примеры.
(риторический вопрос, восклицание, фразеологизмы: повисла плетью, бить в колокол тревоги)
- Из данного текста какие средства художественной выразительности можем назвать?
( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: боль путала сознание;
ЭПИТЕТЫ: голодной окопной жизни)
- Почему в тексте отсутствуют метафоры?
( т.к. эта проблема волнующая, актуальная)
- Действительно, использование фразеологизмов, риторических вопросов, восклицаний – усиливает выразительность, эмоциональное воздействие. Обратите внимание, что на уровне лексики отсутствуют тропы. Все слова использованы в прямом значении, т.к. о данной проблеме нельзя говорить в переносном значении.
- Какой тип речи будете использовать при написании сочинения? Почему?
(Рассуждение, т.к. и в авторском тексте приводятся аргументы, доводы)
- Вспомним композицию текста рассуждения.
( ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (АРГУМЕНТЫ) – ВЫВОД)
- Считаете проблему данного очерка актуальной? Почему?
- Согласны ли вы с автором в том, что «происходит снижение нашей отзывчивости в обществе»?
-Какие аргументы по поднятой проблеме можете привести. Вспомните какие-либо ситуации, жизненные факты.
6/ Сообщение о содержании работы
- Вы будете писать сочинение-рассуждение по данному тексту. Вам нужно будет ответить на вопрос:
В чём вы видите причины снижения нашей отзывчивости, что нужно сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? (на доске)
-У вас на столах лежат схемы-опоры возможного начала вашей работы, о приёмах и средствах выразительности , которые можем использовать в вашем сочинении.
Тезисы /раздаточный материал у каждого учащегося/
1. Риторический вопрос.
Как жить без милосердия? Что будем делать дальше?
2. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве:
Отсутствие милосердия – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.
3. В форме предложения, требующего пояснения путём анализа исходного текста:
Д.А.Гранин поднимает проблему отсутствия милосердия…
4. С использование стилистических фигур:
- именительный темы
Отсутствие милосердия…
-градации
Равнодушие, жестокость, чёрствость… В определённое время в обществе возникают проблемы, ищут пути решения проблемы…
- умолчания
Милосердие…
- антитезы
Милосердие и равнодушие – проблема исходного текста;
- с помощью цитаты:
Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении…
-- Что напишите в доказательстве?
(Почему важна проблема: говорить во весь голос, бить в колокола; примеры из жизни, личного опыта)
- Какими примерами подтвердите?
3. Самостоятельная работа учащихся.