Подготовка к написанию творческого задания по предложенному тексту

Разделы: Русский язык


Цель: Продолжить подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

1. Обеспечить в ходе урока закрепление лингвистических, теоретических понятий; продолжить формирование умения написания сочинения-рассуждения по предложенному тексту;
2. Развивать у учащихся умение выделять главное в анализируемом тексте; продолжить формирование у обучающихся умение делать выводы, обобщать; обогащать словарный запас учащихся.
3. Содействовать в ходе урока формированию нравственных качеств: отзывчивости, милосердию…; продолжить воспитание у школьников аккуратности при выполнении письменных работ;

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Тип: развитие речи

Ход урока

1. Организация начала урока.

Сообщение темы, целей, оформление тетрадей.

2. Работа с текстом.

1/ Чтение учителем.

2/ Чтение учащимися.

3/ Анализ текста.

-О чём говорится в тексте?

(об отсутствии милосердия в жизни)

4/ Словарная работа.

-Как вы понимаете, что такое МИЛОСЕРДИЕ?

- В словаре Ожегова даётся следующее определение:

МИЛОСЕРДИЕ - готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия.

- Подберём синонимы к данному понятию.

(отзывчивость, сострадание, переживание, сочувствие, жалость…)

- Какие антонимы имеются к данному слову?

(Жестокость, равнодушие…)

5/ Анализ текста.

- Что волнует автора?

(жестокие люди, равнодушие, царящее в обществе…)

-Какая проблема поставлена в тексте?

( Отсутствие милосердия в жизни)

- Подтвердим текстом.

(… только из общего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, - может только бить в колокол тревоги…, …кого винить?)

- Что утверждает автор?

(Доброе, отзывчивое отношение, помочь в трудную минуту…)

- А отрицает?

(равнодушие, цинизм, «пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается»)

- Что случится, если не принимать меры для решения проблемы? Какие могут быть последствия?

- Как можем сформулировать идею текста?

(Нельзя быть такими, милосердие должно существовать. «Кого винить?»)

- Подумайте, как можем озаглавить текст? / на доске запись по ходу ответов учащихся/

-В сборнике текст назван «О милосердии». Удачно ли название на ваш взгляд?

- Запишите в тетради заголовок текста, который на ваш взгляд наиболее удачно подходит.

В авторском заголовке мы видим отражение темы или проблемы?

- А что отражает ваше название: идею или тему?

- Мы с вами будем писать сочинение по данному тексту.

Какого стиля текст перед вами?

(публицистический)

- Докажем. /Cоставление речевой ситуации./

-1-много

Р.С.    -о/о

-Воздействовать на читателя.

(проблема актуальна в наши дни, требует решения)

- Какие стилистические приёмы использует автор? Приведём примеры.

(риторический вопрос, восклицание, фразеологизмы: повисла плетью, бить в колокол тревоги)

- Из данного текста какие средства художественной выразительности можем назвать?

( ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: боль путала сознание;

ЭПИТЕТЫ: голодной окопной жизни)

- Почему в тексте отсутствуют метафоры?

( т.к. эта проблема волнующая, актуальная)

- Действительно, использование фразеологизмов, риторических вопросов, восклицаний – усиливает выразительность, эмоциональное воздействие. Обратите внимание, что на уровне лексики отсутствуют тропы. Все слова использованы в прямом значении, т.к. о данной проблеме нельзя говорить в переносном значении.

- Какой тип речи будете использовать при написании сочинения? Почему?

(Рассуждение, т.к. и в авторском тексте приводятся аргументы, доводы)

- Вспомним композицию текста рассуждения.

( ТЕЗИС – ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (АРГУМЕНТЫ) – ВЫВОД)

- Считаете проблему данного очерка актуальной? Почему?

- Согласны ли вы с автором в том, что «происходит снижение нашей отзывчивости в обществе»?

-Какие аргументы по поднятой проблеме можете привести. Вспомните какие-либо ситуации, жизненные факты.

6/ Сообщение о содержании работы

- Вы будете писать сочинение-рассуждение по данному тексту. Вам нужно будет ответить на вопрос:

В чём вы видите причины снижения нашей отзывчивости, что нужно сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? (на доске)

-У вас на столах лежат схемы-опоры возможного начала вашей работы, о приёмах и средствах выразительности , которые можем использовать в вашем сочинении.

Тезисы /раздаточный материал у каждого учащегося/

1. Риторический вопрос.

Как жить без милосердия? Что будем делать дальше?

2. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве:

Отсутствие милосердия – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время.

3. В форме предложения, требующего пояснения путём анализа исходного текста:

Д.А.Гранин поднимает проблему отсутствия милосердия…

4. С использование стилистических фигур:

- именительный темы

Отсутствие милосердия…

-градации

Равнодушие, жестокость, чёрствость… В определённое время в обществе возникают проблемы, ищут пути решения проблемы…

- умолчания

Милосердие…

- антитезы

Милосердие и равнодушие – проблема исходного текста;

- с помощью цитаты:

Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении…

-- Что напишите в доказательстве?

(Почему важна проблема: говорить во весь голос, бить в колокола; примеры из жизни, личного опыта)

- Какими примерами подтвердите?

3. Самостоятельная работа учащихся.