Урок-путешествие в 5-м классе по теме: "По стране геометрических фигур"

Разделы: Математика


Цели урока:

1. Закрепить знания учащихся по решению задач на вычисление площадей и периметров прямоугольника и квадрата.
2. Закрепить пройденный материал в ходе устных заданий.
3. Прививать интерес к предмету через развлекательно-познавательные игры.
4. Развивать логическое мышление и сообразительность ребят.

Оборудование урока:

  1. карта путешествия с названиями станций,
  2. поощрительные билетики,
  3. модели геометрических фигур,
  4. конверты с вопросами для игры «Что? Где? Когда?»,
  5. проектор.

Ход урока

Слова учителя.

Сегодня на уроке я вас приглашаю вместе со мной совершить увлекательное путешествие в страну геометрических фигур. А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку: «Полотно, а не дорожка, конь, не конь – сороконожка, по дорожке той ползет, весь обоз один везет» (поезд).

Начинаем мы опять решать, отгадывать, смекать! За каждый правильный ответ на уроке ребята получают билетики.

1. Устная работа на уроке.

Определите правильность следующих утверждений. А) Сумма длин двух сторон треугольника меньше третьей стороны. Б) Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам.

В) Три точки и три отрезка, соединенные этими точками попарно определяют геометрическую фигуру, называемую квадратом. Г) Площадь квадрата со стороной а вычисляется по формуле S= а+а. Д) Квадрат числа 7 равен 49. Е) Квадрат числа 8 равен 54.

Назовите лишнюю фигуру, не похожую на остальные.

Учитель показывает модель ромба, квадрата, треугольника и четырехугольника (треугольник). Назовите оставшиеся фигуры одним словом (четырехугольники). Что у них общего?

Пока мы с вами трудились, наш поезд прибыл на станцию под названием «Сосчитай-ка».

2. Математический диктант.

Вычислите квадраты следующих чисел: 3, 7, 8, 100, 5, 10, 1,4, 1000, 0, 9, 60.

Один из учеников выполняет это задание на доске, а остальные записывают в тетрадь.

Проверяем ответы: 9, 49, 64, 10000, 1,16, 1000000, 0, 81, 3600.

Ребята осуществляют проверку результатов с помощью сигнальных карточек.

Получают билетики те ребята, которые справились с заданием без ошибок.

Путешествие наше продолжается и мы прибываем на станцию «Решай-ка».

На этой станции мы с вами будем решать задачи.

3. Решение задач.

Условия задач проектируются на экран.

1) Вариант 1. Дана сторона квадрата 27 см. Найдите площадь и периметр квадрата. Вариант 2. Задан квадрат, у которого сторона равна 12м. Найдите периметр и площадь квадрата.

Нa доске проверяем правильность решенных задач.

Рисунок.

– И стоя, и сидя, и лежа!

– Да, уж, – с гордостью говорил важный квадрат.

– У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин-блином. И квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.

Пока Вы, ребята, отдыхали, наш поезд подъехал к станции «Играй-ка».

4. Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Кто из вас имеет максимальное число билетиков, садится за наш игровой стол. Задания для игры.

СЕКТОР 1.

Объясните смысл слов, которые принадлежат Галилео Галилею: «Природа говорит языком математики. Буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры».

За каждый правильный ответ игроки получают билетики.

СЕКТОР 2.

Вам известно, что два в квадрате равно четыре, три в квадрате – девять, а чему равен угол в квадрате? 90*.

СЕКТОР 3. ВОПРОС-БЛИЦ.

1. Назовите формулу периметра треугольника.
2. Вычислите периметр квадрата со стороной 3 см.
3. Вычислите периметр прямоугольника, если а = 7 см, Ь = 3 см.

СЕКТОР 4.

Внимание! Внесите черный ящик.

Помощник вносит черный ящик, в котором лежит модель треугольника.

Назовите фигуру, если о ней известно, что сумма любых двух сторон этой фигуры больше третьей стороны.

СЕКТОР 5.

Назовите формулы площадей квадрата и прямоугольника. Вычислите площадь квадрата со стороной а = 5 см.

СЕКТОР 6.

Назвать фигуры, из которых составлен снеговик?

Рисунок.