Урок-КВН по теме: "Непредельные углеводороды"

Разделы: Химия


Колледж метростроя №53 готовит специалистов для пищевой и строительной отрасли промышленности. Обучение в колледже проводится на базе основного (9 классов) образования. Химия преподается на первом и втором курсах и по окончании изучения химии проводится итоговая аттестация в форме экзамена.

Данный урок является обобщающим по теме «Непредельные углеводороды». Проводится урок в форме игры КВН. Игровая форма урока позволяет развить у учащихся интерес к учебному предмету.

Цели урока:

1. Проверить усвоение материала о непредельных углеводородах.
2. Закрепить и обобщить знания учащихся по изученным темам.
3. Продолжить формировать навыки коллективной работы.
4. Воспитывать потребность во взаимопомощи.
5. Развитие стойкого позитивного интереса к предмету.

Обобщающий урок по теме «Непредельные углеводороды»

Урок – КВН

Подготовка к уроку:

  1. Класс делится на две команды (алкены, алкины).
  2. Каждый учащийся дома повторяет пройденный материал.
  3. В каждой команде выбирается капитан и три эрудита.

Ход урока

  1. Организационный момент, команды рассаживаются друг против друга.
  2. Эрудиты из каждой команды рассаживаются отдельно и получают кроссворды, которые они должны решить до конца урока. Они не принимают участие в работе всей команды.
  3. «Приветствие». Каждая команда рассказывает о той группе веществ, название которой они себе выбрали. Команды должны рассказать о том, какую общую формулу имеют вещества, о строении молекулы, физических и химических свойствах.
  4. «Мозговой штурм». Каждая команда получает карточку с заданиями. По карточке работает вся команда и по мере выполнения того или иного задания один человек из команды выходит к доске и записывает ответ. Жюри выставляет оценки командам за скорость и правильность выполнения заданий.
  5. «Конкурс капитанов». Капитанам предлагается рассказать о получении и применении веществ группы своих соперников. Жюри оценивает работу капитанов.
  6. «Кто больше». Это заключительный конкурс, в котором проверяется работа эрудитов и выставляется оценка за решение кроссвордов.
  7. Подведение итогов. Жюри подводит итоги, подсчитывает баллы и объявляет победителей.

Карточки с заданиями для команд.

№1

  1. Дать названия веществам:
    а) CH3 – CH – CH2 – CH = CH2 б) CH3 – CH2 – CH2 – C = CH – CH3
                      |                                                                             |
                    CH3                                                                      C2H5
    в) CH3 – CH2 – CH = CH – CH2 – CH3 г) CH2 = CH – CH2 – CH3
    д) CH2 = CH – CH – CH3
                               |
                              CH3
  2. Составьте уравнения реакций по схеме:
    CH3–CH3 --> CH3–CH2Cl --> CH2=CH2 --> CH2Cl–CH2Cl --> CH=CH
  3. Определите массовые доли веществ в соединениях:
    а) C3H7Cl; б) C5H5Br7; в) C7H9I7
  4. Решить задачу.
    Сколько литров воздуха потребуется для сжигания 50 литров пропилена (н.у.)?

№2

  1. Дать названия веществам:
    а) CH3 – CH – CH – CH2 – CH = CH2 б) CH2 = CH – CH – CH3
                |      |                                                |
                CH3 C2H5                                        CH3
    в) CH3 – CH2 – CH2 – CH = CH2 г) CH3 – CH = CH – CH3
    д) CH3 – CH – CH = CH – CH3
                        |
                      CH3
  2. Составьте уравнения реакций по схеме:
    CH3–CH3 --> CH3–CH2Cl --> CH2=CH2 --> CH3–CH2–OH --> CH2=CH–CH=CH2
  3. Определите массовые доли веществ в соединениях:
    а) C4H5Cl5; б) C6H6Br8; в) C8H10I8
  4. Решить задачу.
    Сколько воздуха потребуется для сжигания 1 мі 1-бутина?

Кроссворд для эрудитов.

  1. Реакция взаимодействия веществ с галогенами.
  2. Вещество с формулой C2H2.
  3. Какое вещество имеет формулу С3Н4?
  4. Процесс соединения многих одинаковых молекул в более крупные.
  5. Реакция взаимодействия с кислородом.
  6. Реакция присоединения водорода.
  7. Вещество с формулой С2Н4.
  8. Вещество, полученное в данной реакции: CHCl = CHCl + Cl2 > …
  9. Французский химик Вюрц Шарль …
  10. Назовите вещество НО – СН2 – СН2 – ОН.
  11. Вещества делятся на две группы – простые и …
  12. Это явление, при котором могут существовать несколько веществ, имеющих один и тот же состав и одну и ту же молекулярную массу, но различающихся строением молекул.
  13. Ученый, которому принадлежит решающая роль в развитии теории химического строения органических веществ.
  14. Как называется ряд веществ, в котором вещества отличаются друг от друга на группу СН2?
  15. Назовите вещество: СН2 = СНСl.
  16. Как называются вещества, в молекулах которых имеется две двойные связи?
  17. Кто автор данного правила: «Водород присоединяется к наиболее, а атом галогена – к наименее гидрированному атому углерода»?
  18. Как называется вещество, полученное в данной реакции:
    СН ? СН + Br2 --> …?
  19. Как называется реакция отщепления водорода?
  20. Как называется вещество с формулой С2Н5ОН?
  21. Чья это реакция:
  22. Назовите вещество:
  23. Назовите вещество: СН2 = СН – СН = СН2.
  24. К какой группе веществ относятся вещества в состав которых входит –