Учебная игра как средство формирования и развития интеллектуальных умений учащихся в обучении иноязычной культуре

Разделы: Иностранные языки


I. Презентация педагогического опыта.

Мне, Жигуновой Оксане Игоревне, хочется представить Вашему вниманию мастер-класс по теме «Учебная игра как средство формирования и развития интеллектуальных умений учащихся в обучении иноязычной культуре», так как в процессе игровой деятельности происходит обучение действительно посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определённой деятельности, которая создаёт ситуацию необходимости знания. Я работаю по УМК В.П. Кузовлева четвёртый год. УМК для 5 класса, как и все последующие УМК этой серии, созданы на основе концепции коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе, где ведущими ступенями обучения являются развивающие и познавательные аспекты. И именно игра как нельзя лучше способствует этому процессу, так как благодаря игре, возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам, развивает память и воображение, обнаруживает себя в преодолении боязни общения на иностранном языке, в формировании культуры общения. Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других.

Каковы же основные требования к игре и условиям её проведения?

  1. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся (усидчивость, дисциплину, волю, состояние здоровья).

  2. Обязательное логическое сочетание игры с практикой реального общения.

  3. Всякая учебная игра должна решать конкретную задачу, посильную для её участников. Учитель должен определить цели и задачи игры, её содержание и ход.

  4. Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами: игровыми заданиями, инструкциями, документацией, реквизитом и т.п.

Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех обучаемых групп. Игра не должна навязываться учащимся, а также использоваться во имя поддержания интереса к предмету.

II. Представление системы работы.

Предлагаю примеры некоторых игр, используемых в работе по УМК В.П. Кузовлева на разных этапах обучения английскому языку.

  1. При отработке произношения полезна следующая ролевая игра: «Учитель-ученик».
    Учащиеся работают парами. «Учитель» называет звук, а «Ученик» находит его обозначение (на карточках) и называет с ним несколько слов.

  2. Лексические игры целесообразно использовать на карточках, в виде загадок, кроссвордов, чайнвордов, игр типа «найди слово», «найди пословицу».

  3. Игра для обучения аудированию «Творческий диктант». Учитель диктует отдельные предложения (слова, фразы, рассказ), а учащиеся рисуют то, что слышат. Затем делают подписи под рисунками (слова, фразы, предложения). Параллельно решается задача обучения письму.

  4. Игра для обучения говорению: «Что? Где? Когда?» Каждый учащийся по очереди называет факт, относящийся к какому-либо событию. Задача отгадать само событие и указать другие факты с ним связанные.

  5. Игра для обучения чтению. Учитель заранее в определенном месте текста вырезает или закрывает отдельные слова или части слов, фраз и просит помочь восстановить текст, который очень важен для дальнейшей работы. При этом учитель подчеркивает, что сделать это нужно как можно быстрее.

На мой взгляд, игра полезна при работе по любому УМК.

III. Имитационная игра.

Цель игры – эстафеты: показать приём работы с текстом.

Задачи: обучение учащихся общению в рамках учебной тематики, связанной с разными аспектами языка (чтением, аудированием, говорением) по теме «Khakassia» 6 класс.

Оборудование:

  • текст,

  • рисунки,

  • заглавия к тексту,

  • инструкции для учащихся по выполнению задания игры.

(Игра проводится для контроля понимания содержания текста.)

Ход игры:

  1. Создать две команды из присутствующих на уроке учащихся.

  2. Предложить учащимся инструкции по выполнению игры для того, чтобы каждый выбрал задание по душе (время выполнения каждого задания указано в инструкции).

  3. Первый член команды читает текст, отдаёт его учителю и рассказывает содержание второму члену команды (остальные не должны слышать их разговор).

  4. Второй член команды подбирает иллюстрацию и заглавие к тексту (прослушав рассказ первого ученика), передаёт их и рассказывает содержание третьему ученику.

  5. Третий ученик пишет ключевые слова и выражения к иллюстрации, передаёт записи и иллюстрации четвёртому ученику.

  6. Четвёртыё ученик излагает содержание текста по иллюстрации, заглавию, ключевым словам и выражениям.

  7. Подведение итогов соревнования. Побеждает команда, закончившая первой и имеющая в сообщении четвёртого ученика минимальное расхождение с оригинальным текстом, предлагаемым учителем по завершении игры – эстафеты.

IV. Моделирование.

1. Придумайте свою игру-эстафету по УМК В.П.Кузовлева 6 класс Unit 5 “Whatever the weather…”. Lesson VI “Season activities”.

Khakassia.

Our native land is called Khakassia. The capital of our Republic is Abakan. Stockade town was founded in the late 18 century.

Now there are 5 towns ( Abakan, Chernogorsk, Sayanogorsk, Sorsk, Abaza) and 8 districts in our Republic.

Khakassia is famous for its fertile soil and rich in mineral resources, full flowing rivers such as the Abakan and the Yenisei, healthful lakes (for example Shira).

In summer people like going to taiga which is rich in berries, mushrooms and nuts.

Khakassia has an old history. There is a Museum in Abakan. It is called the Abakan Museum of Regional studies.

It has a unique collection of stone images and rock paintings. They are exhibited inside and outside the museum.

Our native land is proud of its people.

There are many outstanding writers, artists and scientists.

Tamara Oshchepkova is an artist. She was born in 1957 in a small village Podsineye (Подсинее) in a peasant family.

She likes to draw animals and nature of our Republic. Her favourite animals are horses because they are beautiful and graceful. She draws wolves because these animals are clever and brave. And now her collection has 178 pictures.

Инструкции.

Р1.

  1. Прочтите текст (время – 1 минута).
  2. Расскажите содержание текста одному из членов команды (время-1 минута)

(остальные ребята не должны слышать их разговор!)

Р2.

  1. Подберите иллюстрации и заглавие к тексту, прослушав рассказ Р1. (время – 1 минута)
  2. Передайте иллюстрации и расскажите содержание текста третьему ученику. (Время – 1 минута)

Р3.

  1. Напишите ключевые слова и выражения к иллюстрациям. (Время – 1 минута)
  2. Передайте записи и иллюстрации четвёртому ученику.

Р4.

  1. Изложите содержание текста по иллюстрациям, ключевым словам и выражениям. (Время – 2-3 минуты)

Заглавия к тексту.

  1. Abakan.
  2. Our native land.
  3. Traditions of Khakassia.
  4. Khakassia.
  5. People of our Republic.
  6. The advertisement of Khakassia.

Иллюстрации:

  1. Каменные стелы. (Рис.3, Рис.7)
  2. Природа (Рис.1, Рис.4, Рис.5, Рис.6)
  3. Картины Тамары Ощепковой.  (Рис.1, Рис.4, Рис.5, Рис.6)
  4. Вид города Абакан. (Рис.9, Рис.12)
  5. Геральдика Республика Хакасия (Рис.8, Рис.10)
  6. Традиционные жилища хакасов (Рис.11)
  7. Карта Хакасии. (Рис.2)
  8. Краеведческий музей. (Рис.12)