Знакомство детей с хакасским декоративно-прикладным творчеством

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  1. Продолжать знакомить детей с хакасским народным творчеством.

  2. Учить детей рисовать хакасский орнамент с опорой на образец, украшая им изделие; используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях цикла; закреплять умение рисовать элементы хакасской росписи. Упражнять в рисовании концом кисти.

  3. Воспитывать у детей интерес и уважение к хакасскому народному творчеству.

Материал к занятию:

  1. гуашь,

  2. кисточки,

  3. подставки для кисточек,

  4. салфетки,

  5. образцы,

  6. баночки с водой,

  7. альбом.

Предшествующая работа:

  1. Знакомство с устным народным творчеством хакасского народа – сказками, тахпахами, поговорками.

  2. Ознакомление с культурой и бытом жителей Хакасии.

  3. Знакомство детей с хакасскими народными играми.

  4. Выставка вышитых предметов хакасского народного декоративного искусства.

Словарная работа: пиала, айран, чир-стол, трилистник, талган.

Ход занятия:

Дети приветствуют гостей.

Воспитатель спрашивает:

- Вы хотите быть моими гостями?

- Проходите, пожалуйста, ко мне в гости.

Воспитатель объясняет:

- Гостей усаживали за низкий стол. По - хакаски это звучит чир-стол. Хакасы встречали гостей с напитком.

- Может, кто знает, каким напитком встречали гостей? (айран). Его подавали в таких красивых расписных пиалах.

Пиала – это посуда без ручки, которую держат под донышко на кончиках пальцев.

- Каким орнаментом украшена пиала?

Воспитатель показывает:

- Вот у меня есть подушечка, полюбуйтесь. Знаете ли вы, для чего она нужна?

- Раньше самым дорогим гостям под локоть подкладывали подушку, чтобы им было удобно сидеть, а затем подавали угощения.

- Давай тебе, Настенька, подложу подушечку. Удобно тебе сидеть? (предлагает еще некоторым детям).

- Вам хотелось бы иметь такую же подушечку?

- Я не успела вышить столько подушечек. А вы хотели бы мне помочь?

- Давайте рассмотрим узоры на подушке.

Воспитатель задает наводящие вопросы:

- Каким орнаментом украшены подушки?

- Как вы узнали, что хакасским орнаментом?

- На чем расположены элементы узоров на каждой подушечке? (на завитке).

- Где завитки расположены? (по середине, по краям).

- Какие элементы расположены на завитках? (почки, трилистник).

- Какие цвета используются в орнаменте?

Затем воспитатель предлагает детям приступить к украшению подушечки. Каждый ребенок выбирает себе узор, который ему понравится. Ведь каждая мастерица создавала свои узоры.

В конце занятия проводится выставка детских работ. Воспитатель благодарит детей и оценивает их работы. «Какие вы все молодцы! Вы хорошо постарались и красиво расписали свои подушечки».

- За вашу хорошую работу я хочу угостить вас национальным блюдом, которое называется «талган». Всех дорогих гостей провожали угощением.