Цель:
Продолжать знакомить детей с хакасским народным творчеством.
Учить детей рисовать хакасский орнамент с опорой на образец, украшая им изделие; используя знания, умения и опыт, полученные на предшествующих занятиях цикла; закреплять умение рисовать элементы хакасской росписи. Упражнять в рисовании концом кисти.
Воспитывать у детей интерес и уважение к хакасскому народному творчеству.
Материал к занятию:
гуашь,
кисточки,
подставки для кисточек,
салфетки,
образцы,
баночки с водой,
альбом.
Предшествующая работа:
Знакомство с устным народным творчеством хакасского народа – сказками, тахпахами, поговорками.
Ознакомление с культурой и бытом жителей Хакасии.
Знакомство детей с хакасскими народными играми.
Выставка вышитых предметов хакасского народного декоративного искусства.
Словарная работа: пиала, айран, чир-стол, трилистник, талган.
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей.
Воспитатель спрашивает:
- Вы хотите быть моими гостями?
- Проходите, пожалуйста, ко мне в гости.
Воспитатель объясняет:
- Гостей усаживали за низкий стол. По - хакаски это звучит чир-стол. Хакасы встречали гостей с напитком.
- Может, кто знает, каким напитком встречали гостей? (айран). Его подавали в таких красивых расписных пиалах.
Пиала – это посуда без ручки, которую держат под донышко на кончиках пальцев.
- Каким орнаментом украшена пиала?
Воспитатель показывает:
- Вот у меня есть подушечка, полюбуйтесь. Знаете ли вы, для чего она нужна?
- Раньше самым дорогим гостям под локоть подкладывали подушку, чтобы им было удобно сидеть, а затем подавали угощения.
- Давай тебе, Настенька, подложу подушечку. Удобно тебе сидеть? (предлагает еще некоторым детям).
- Вам хотелось бы иметь такую же подушечку?
- Я не успела вышить столько подушечек. А вы хотели бы мне помочь?
- Давайте рассмотрим узоры на подушке.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Каким орнаментом украшены подушки?
- Как вы узнали, что хакасским орнаментом?
- На чем расположены элементы узоров на каждой подушечке? (на завитке).
- Где завитки расположены? (по середине, по краям).
- Какие элементы расположены на завитках? (почки, трилистник).
- Какие цвета используются в орнаменте?
Затем воспитатель предлагает детям приступить к украшению подушечки. Каждый ребенок выбирает себе узор, который ему понравится. Ведь каждая мастерица создавала свои узоры.
В конце занятия проводится выставка детских работ. Воспитатель благодарит детей и оценивает их работы. «Какие вы все молодцы! Вы хорошо постарались и красиво расписали свои подушечки».
- За вашу хорошую работу я хочу угостить вас национальным блюдом, которое называется «талган». Всех дорогих гостей провожали угощением.