Итоговый урок по теме: "Простые механизмы". Тема урока: "Путешествие по стране простых механизмов". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель: активизация и систематизация основных знаний по теме « Простые механизмы».

Задачи:

  1. продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений (сравнивать, классифицировать, делать выводы, творчески применять знания, анализировать ситуации );
  2. развивать творческие способности учащихся и умения работать в группах.

Идея урока.

Страна может называться так же, как изученная тема курса или какой-то важный физический термин, например «Калория», «Механика», «Свет». В стране несколько населенных пунктов, например: города « Формулоград », «Приборград»; поселки «Задачкино», «Применяйкино». В каждом населенном пункте группу экскурсантов встречает местный экскурсовод, который рассказывает историю города или поселка, а затем каждого гостя ждут тематические вопросы и задания, они могут касаться не только пройденного материала, но могут раскрывать и новые аспекты изученной темы. Их готовят учащиеся под руководством учителя. Экскурсанты отвечают на вопросы или выполняют задания, после чего переезжают в другой пункт. В каждом пункте путешественникам «отцы» горда или поселка выставляют оценки в маршрутном листе. Для более продуктивной работы можно путешественников разделить на несколько групп, и все начинают поездку из разных пунктов.

План урока.

  1. Приглашение к путешествию и правила поведения.
  2. Поездка по городам и поселкам.
  3. Подведение итогов.

Условия применения и особенности урока.

Урок целесообразно проводить по пройденной теме. Названия пунктов остановки выбирают с таким расчетом, чтобы повторить и систематизировать все основные пройденные вопросы.

Подготовку к любому уроку целесообразно проводить с учетом личностных качеств учащихся. Например.

Характеристика класса.

  1. Всего в классе – 26 учащихся
  2. По физике за первое полугодие имеют следующие оценки

– «5» - 6
– «4» - 10
– «3» - 10

Уровень общих учебных умений и навыков

-средний -23

-низкий -3

Темперамент

-сангвиник - 13

-холерик - 11

-меланхолик - 2

Положительные и отрицательные качества:

Холерик положительные отрицательные
очень активен, цикличен в работе,
энергичен настроении, чувствах
инициативен резок в отношениях
быстро ориентируется, неустойчив в поведении
в ситуациях
общителен
решителен
Сангвиник положительные отрицательные
большая подвижность деятелен только при
легкая приспособляемость занятии интересным
общительность делом
доброжелательность тяготится однообразием
жизнерадостность бывает резок

Проект урока

Этап урока Что делает Результат
название цель учитель ученик
Орг. момент Создать благоприятную

атмосферу урока

Орг. вопросы.

Постановка целей.

Сообщение плана.

Слушают,

Вникают.

 
Основной 1.Активизация

понятий и формул.

Постановка проблемы.

Консультирую и

Контролирую.

Заполняют таблицу,

обсуждая вопросы с

товарищами.

Активизация и закрепление изученного материала, развитие критического мышления, внимания, умения сравнивать
  2.Применение изученного материала при конструировании Постановка проблемы.

Консультирую и

Контролирую.

Выдвигают идею обсуждают с товарищами, изготовляют модель весов. Развитие умения ориентироваться, применять знания и сотрудничать
  Развитие умения решать задачи Постановка проблемы.

Консультирую и

Контролирую.

Решает задачи Активизация и закрепление изученного материала, развитие критического мышления, внимания, умения сравнивать
Итоговый Рефлексия. Предлагаю ответить на вопрос: «Что узнали сегодня на уроке?» Участвуют в подведении итогов.  
Домашнее задание Закрепление знаний и умений. Учебник Физика7

Задачи 68 , 69,

Запись в дневник.  

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Сила человека ограниченна. Поэтому люди ещё до нашей эры начали применять простые механизмы. В этом убеждают древние изваяния и постройки, сохранившиеся до наших дней в разных местах земного шара.

  1. Краснодарский край. Дольмены - вес 170000Н.
  2. Англия. Кромлех – вертикальные столбы (высотой 7.8 м.), врытые в землю, образующие окружность 110м. Столбы перекрыты сверху каменными плитами весом 70000Н.
  3. Остров Пасхи. Истуканы 600 гигантских фигур, высотой 22м. и весом 1млн.Н.

В 1956т. Норвежский путешественник Тур Хейердал повторил опыт древних. Одиннадцать человек за 19 дней с использованием простых механизмов подняли одного из истуканов.

Сегодня приглашаю вас в путешествие «Простые механизмы». Страна состоит из нескольких населённых пунктов. В каждом населённом пункте нас встретит его глава, познакомит с его историей, а затем каждому гостю будет представлена возможность самому прожить какое-то время как равноправному жителю этого населённого пункта.

2. Повторение и систематизация теоретического материала.

Город теоретиков.

Глава города знакомит с его историей и сообщает гостям, что они сейчас работают над восстановлением найденной древней таблицы о простых механизмах. Приглашает всех присоединиться к этой работе. Каждой группе выдаётся один из экземпляров ксерокопий этой таблицы и отоваривается время работы. После чего у доски разбирается данная таблица.

Вопросы Рычаг блоки  
   
Схема простых механизмов    
Выигрыш в силе   Не даёт В два раза  
Выигрыш в расстоянии  
Выигрыш в работе нет      
Условия равновесия

А) правило рычага.

Б)правило момента.

 
  Выигрывая с помощью механизма в силе, мы во столько раз проигрываем в пути и наоборот.
  Подъёмный кран, ножницы, кусачки, весы.      

Вывод

Не один из простых механизмов не даёт выигрыша в работе. Если выигрываем в силе, то проигрываем в расстоянии и наоборот.

«Формулаград».

Мэр города, познакомив с его историей, предлагает на время найти соответствие между физическими величинами, составив формулы .

F An + l
A m * t
? F -
M   g

Город изобретателей.

Задание: изготовьте весы и отградуируйте их с точностью до 0,5г.

Предлагаемые приборы и материалы:

линейка с делениями, металлические монеты, ножницы, картон, клей, бумага, нитки, скотч, лабораторные весы с разновесом (одни на класс)

Подсказка идеи:

в основу конструкции можно взять рычаг (с точкой опоры или с точкой подвеса)

Порядок конструирования:

  1. Выполните проект весов, сделайте эскиз.
  2. Решите, что в качестве рычага вы будите использовать, как будут крепиться груз и гирьки, что будет индикатором.
  3. Обсудите проект с товарищами.
  4. Изготовьте весы.
  5. Решите, как вы будите градуировать их.
  6. Объясните работу приборов.
  7. Определите точность и предел взвешивания.
  8. Проверте эти параметры на лабораторных весах.
  9. Предложите ещё один вариант конструкции весов.

Посёлок «Задачкино».

Задача N1.

Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала две схемы рычага в равновесии. Укажите, какая из них правильная?

ЗадачаN2.

Длина меньшего плеча рычага 5см. большего 30см. На меньшее плечо действует сила 12Н. Какую силу нужно приложить к большому плечу, чтобы уравновесить рычаг? (сделай рисунок)

3. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Ребятам предлагается ответить на вопросы.

1.Что узнали нового?
2. Чему научились?
3. С какими трудностями встретились?

Выставление оценок. Разбор и запись домашнего задания.

Литература.

  1. Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания./Сост. и под ред. Э.М.Браверман: Пособие для учителей и методистов. - М.: Ассоциация учителей физики,2003.
  2. Оригинальные уроки физики приемы обучения/Сост. Э.М. Браверман.-М.: Школа-Пресс,2001.
  3. Как подготовить и провести открытый урок( современная технология).Поташник М.М., Левит М.В. . Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России,2003.
  4. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-13-е изд.- М.: Просвещение,2000.