Цель: активизация и систематизация основных знаний по теме « Простые механизмы».
Задачи:
- продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений (сравнивать, классифицировать, делать выводы, творчески применять знания, анализировать ситуации );
- развивать творческие способности учащихся и умения работать в группах.
Идея урока.
Страна может называться так же, как изученная тема курса или какой-то важный физический термин, например «Калория», «Механика», «Свет». В стране несколько населенных пунктов, например: города « Формулоград », «Приборград»; поселки «Задачкино», «Применяйкино». В каждом населенном пункте группу экскурсантов встречает местный экскурсовод, который рассказывает историю города или поселка, а затем каждого гостя ждут тематические вопросы и задания, они могут касаться не только пройденного материала, но могут раскрывать и новые аспекты изученной темы. Их готовят учащиеся под руководством учителя. Экскурсанты отвечают на вопросы или выполняют задания, после чего переезжают в другой пункт. В каждом пункте путешественникам «отцы» горда или поселка выставляют оценки в маршрутном листе. Для более продуктивной работы можно путешественников разделить на несколько групп, и все начинают поездку из разных пунктов.
План урока.
- Приглашение к путешествию и правила поведения.
- Поездка по городам и поселкам.
- Подведение итогов.
Условия применения и особенности урока.
Урок целесообразно проводить по пройденной теме. Названия пунктов остановки выбирают с таким расчетом, чтобы повторить и систематизировать все основные пройденные вопросы.
Подготовку к любому уроку целесообразно проводить с учетом личностных качеств учащихся. Например.
Характеристика класса.
- Всего в классе – 26 учащихся
- По физике за первое полугодие имеют следующие оценки
– «5» - 6
– «4» - 10
– «3» - 10
Уровень общих учебных умений и навыков
-средний -23
-низкий -3
Темперамент
-сангвиник - 13
-холерик - 11
-меланхолик - 2
Положительные и отрицательные качества:
Холерик | положительные | отрицательные |
очень активен, | цикличен в работе, | |
энергичен | настроении, чувствах | |
инициативен | резок в отношениях | |
быстро ориентируется, | неустойчив в поведении | |
в ситуациях | ||
общителен | ||
решителен | ||
Сангвиник | положительные | отрицательные |
большая подвижность | деятелен только при | |
легкая приспособляемость | занятии интересным | |
общительность | делом | |
доброжелательность | тяготится однообразием | |
жизнерадостность | бывает резок |
Проект урока
Этап урока | Что делает | Результат | |||
название | цель | учитель | ученик | ||
Орг. момент | Создать благоприятную атмосферу урока |
Орг. вопросы. Постановка целей. Сообщение плана. |
Слушают, Вникают. |
||
Основной | 1.Активизация понятий и формул. |
Постановка проблемы. Консультирую и Контролирую. |
Заполняют таблицу, обсуждая вопросы с товарищами. |
Активизация и закрепление изученного материала, развитие критического мышления, внимания, умения сравнивать | |
2.Применение изученного материала при конструировании | Постановка проблемы. Консультирую и Контролирую. |
Выдвигают идею обсуждают с товарищами, изготовляют модель весов. | Развитие умения ориентироваться, применять знания и сотрудничать | ||
Развитие умения решать задачи | Постановка проблемы. Консультирую и Контролирую. |
Решает задачи | Активизация и закрепление изученного материала, развитие критического мышления, внимания, умения сравнивать | ||
Итоговый | Рефлексия. | Предлагаю ответить на вопрос: «Что узнали сегодня на уроке?» | Участвуют в подведении итогов. | ||
Домашнее задание | Закрепление знаний и умений. | Учебник Физика7 Задачи 68 , 69, |
Запись в дневник. |
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
Сила человека ограниченна. Поэтому люди ещё до нашей эры начали применять простые механизмы. В этом убеждают древние изваяния и постройки, сохранившиеся до наших дней в разных местах земного шара.
- Краснодарский край. Дольмены - вес 170000Н.
- Англия. Кромлех – вертикальные столбы (высотой 7.8 м.), врытые в землю, образующие окружность 110м. Столбы перекрыты сверху каменными плитами весом 70000Н.
- Остров Пасхи. Истуканы 600 гигантских фигур, высотой 22м. и весом 1млн.Н.
В 1956т. Норвежский путешественник Тур Хейердал повторил опыт древних. Одиннадцать человек за 19 дней с использованием простых механизмов подняли одного из истуканов.
Сегодня приглашаю вас в путешествие «Простые механизмы». Страна состоит из нескольких населённых пунктов. В каждом населённом пункте нас встретит его глава, познакомит с его историей, а затем каждому гостю будет представлена возможность самому прожить какое-то время как равноправному жителю этого населённого пункта.
2. Повторение и систематизация теоретического материала.
Город теоретиков.
Глава города знакомит с его историей и сообщает гостям, что они сейчас работают над восстановлением найденной древней таблицы о простых механизмах. Приглашает всех присоединиться к этой работе. Каждой группе выдаётся один из экземпляров ксерокопий этой таблицы и отоваривается время работы. После чего у доски разбирается данная таблица.
Вопросы | Рычаг | блоки | ||
Схема простых механизмов | ||||
Выигрыш в силе | Не даёт | В два раза | ||
Выигрыш в расстоянии | ||||
Выигрыш в работе | нет | |||
Условия равновесия А) правило рычага. Б)правило момента. |
||||
Выигрывая с помощью механизма в силе, мы во столько раз проигрываем в пути и наоборот. | ||||
Подъёмный кран, ножницы, кусачки, весы. |
Вывод
Не один из простых механизмов не даёт выигрыша в работе. Если выигрываем в силе, то проигрываем в расстоянии и наоборот.
«Формулаград».
Мэр города, познакомив с его историей, предлагает на время найти соответствие между физическими величинами, составив формулы .
F | An | + | l |
A | m | * | t |
? | F | - | Aз |
M | g |
Город изобретателей.
Задание: изготовьте весы и отградуируйте их с точностью до 0,5г.
Предлагаемые приборы и материалы:
линейка с делениями, металлические монеты, ножницы, картон, клей, бумага, нитки, скотч, лабораторные весы с разновесом (одни на класс)
Подсказка идеи:
в основу конструкции можно взять рычаг (с точкой опоры или с точкой подвеса)
Порядок конструирования:
- Выполните проект весов, сделайте эскиз.
- Решите, что в качестве рычага вы будите использовать, как будут крепиться груз и гирьки, что будет индикатором.
- Обсудите проект с товарищами.
- Изготовьте весы.
- Решите, как вы будите градуировать их.
- Объясните работу приборов.
- Определите точность и предел взвешивания.
- Проверте эти параметры на лабораторных весах.
- Предложите ещё один вариант конструкции весов.
Посёлок «Задачкино».
Задача N1.
Рассказывая о рычаге, девочка нарисовала две схемы рычага в равновесии. Укажите, какая из них правильная?
ЗадачаN2.
Длина меньшего плеча рычага 5см. большего 30см. На меньшее плечо действует сила 12Н. Какую силу нужно приложить к большому плечу, чтобы уравновесить рычаг? (сделай рисунок)
3. Подведение итогов урока.
Рефлексия. Ребятам предлагается ответить на вопросы.
1.Что узнали нового?
2. Чему научились?
3. С какими трудностями встретились?
Выставление оценок. Разбор и запись домашнего задания.
Литература.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки, задания./Сост. и под ред. Э.М.Браверман: Пособие для учителей и методистов. - М.: Ассоциация учителей физики,2003.
- Оригинальные уроки физики приемы обучения/Сост. Э.М. Браверман.-М.: Школа-Пресс,2001.
- Как подготовить и провести открытый урок( современная технология).Поташник М.М., Левит М.В. . Методическое пособие.- М.: Педагогическое общество России,2003.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.-13-е изд.- М.: Просвещение,2000.