Зачеты по геометрии в 7–8-х классах групповым методом (из опыта работы)

Разделы: Математика


При изучении геометрии школьники сталкиваются с доказательствами большого количества теорем. Данная форма заданий для них достаточно нова и потому требует специальных форм подачи такого материала. Насыщенность школьной программы, к сожалению, не отводит достаточно много времени для отработки учителем доказательств теорем и решения задач на их основе. Обычно, процесс обучения проходит однообразно, по традиционной схеме: проверка домашнего задания, изучение нового материала, решение задач. Кроме того, известно, что не у каждого школьника имеется способность решить задачу на виду у всего класса. Некоторые учащиеся очень волнуются от всеобщего внимания к ним, и продуктивность обучения в такой ситуации далека от желаемого результата.

Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик получил возможность успеть обдумать все тонкости изучаемого материала, разобрать решения задачи в домашней обстановке подготовиться к зачету. Основной педагогический акцент делается не на усилении контроля, а на создании теплой обстановки, при которой ученик сможет раскрыть все свои возможности, при изложении изученного материала.

Подготовка к зачету.

За 2-3 недели до зачета учитель раздает информацию всем ученикам: все вопросы по теории (не более 5 вопросов) и основные задачи (10-12 задач). Этот материал может быть вывешен в классе на общем информационном математическом стенде или роздан индивидуально каждому ученику (на усмотрение преподавателя). В течение этих 2-3 недель к каждому уроку задается один из теоретических вопросов с тем расчетом, чтобы за урок до назначенной даты все вопросы были повторены. Для проведения зачета приглашаются 5-6 учащихся из старших классов (10-11 класс), которые и будут принимать зачет. Для этого старшеклассники получают те же задания, что и проверяемые, за 2-3 дня до зачета, вместе с учителем обсуждают критерии оценок, форму проведения занятия.

Проведение зачета. В день зачета вывешиваются списки групп учеников (не более 5 человек в каждой), при составлении которой учитываются все особенности учащихся: уровень обученности, психологические особенности, совместимость учащихся, тип нервной системы и т.д. Группа должна быть разноуровневой по подготовленности.

Парты в классе расставляются согласно числу групп учащихся. На каждом столе указан номер группы (согласно вывешенным спискам). Каждую группу у своего стола встречает старшеклассник принимающий зачет. Для проведения зачета приготовлены 5 билетов, содержащие один вопрос по теории и две задачи. После того как учащиеся определяются с билетом, у них есть 15 минут на подготовку ответа. По истечение этого времени проверяющие начинают опрос по теории (причем лучше начинать с сильного ученика, чтобы более слабые успели справиться с волнением и лучше подготовиться). Прослушав ответ каждого ученика всей группой, можно обсудить его всем вместе и сделать необходимые корректировки. После опроса теории, проверяют решения задач, уделяя особое внимание: правильности записи условия, ходу решения (правильно ли использован прием решения), правильности записей и чертежей, проверке вычислений и краткому рассказу хода решения задачи. По итогам всех ответов проверяющий заполняет ведомость и выставляется оценку за зачет.

Учитель во время зачета наблюдает за ходом работы и по необходимости помогает проверяющим. В случае конфликтной ситуации учитель сам решает вопрос о сдаче зачета и его оценке. Итоги опроса докладываются учителю – проверяющие сдают протоколы, итоги вывешиваются на стенде.

Можно сказать, что зачетного урока обычно ждут и дети, и родители. Родители тоже знают о нем, и они со своей стороны прикладывают дополнительные усилия, чтобы их ребенок сдал его успешно. Таким образом, мы активнее привлекаем родителей в учебный процесс и заставляем их больше интересоваться тем, что и как изучают их дети.

Далее прилагаются примеры теоретических вопросов и задач к зачету по геометрии в 7-х и 8-х классах, а также образец протокола к зачету.

Примеры вопросов и задач для зачетов по геометрии. (Приложение)