Цель: В результате работы на уроке вы познакомитесь с внешним и внутренним строением насекомых, научитесь заполнять данные схемы, узнаете много нового о классе насекомых.
Ход урока
- Какое у вас сегодня настроение? (хорошее) Я думаю, что все мы сегодня настроены на работу, хотите и узнаете много нового. Мы будем общаться друг с другом, т. к. будем работать в группах. Не бойтесь высказывать свое мнение, старайтесь быть активными и поддерживать своих товарищей и получите удовлетворение от работы. Ну, что ж, начинаем учиться! (о самостоятельном оценивании – серьезность)
Взаимопроверка (работа в парах)
Рефлексия (проверка, баллы)
Актуализация знаний.
Ребята, что вы знаете о насекомых? Кого из представителей этого класса вы знаете? Где они обитают? Что общего у класса насекомых и раков и пауков? Сегодня мы работаем в группах “Теоретики”, “Практики”, “Медиа”. Каждая группа выполняет свое определенное задание.
Работа в группах.
Рефлексия (подведение итогов I этапа урока)
Рассказ учителя (о господстве, строении, отрядах, системах органов)
Работа в группах.
- “Практики” - работают самостоятельно, их работу проверяют учащиеся из группы “Медиа”
- “Теоретики” - самооценка (по ответам учителя)
- “Медиа” - делают сообщения – проверяет учитель.
Рефлексия – подведение итогов.
- Что получилось?
- Что не удалось?
- Что узнали нового?
- Сколько набрали баллов?
- Что на следующем уроке. (превращения) Просмотр видео.
Домашнее задание.
Маршрутные листы. (Приложение)
Этап II (“Теоретики”) – вопросы, предложенные учителем.
- К какому отряду относятся насекомые с жесткими надкрыльями? (1б.)
- Почему муравьев называют общественными насекомыми? (3 б.)
- Почему насекомых считают “господами планеты”? (3 б.)
- Роль термитов в природе. (1 б.)
- С какой целью человек строит целые фермы, где разводит тутового шелкопряда? (3 б.)
- Где, с какой целью и почему человек применяет мёд? (2 б.)
- Что такое полиморфизм? (1 б.)
- Почему тутового шелкопряда можно назвать домашним животным? (2 б.)
- Где находится орган звука у кузнечика? (2 б.)
- Кто из насекомых самый активный хищник и хороший летун? (2 б.)
- Какую роль играют дыхальца на теле жуков? (1 б.)
- Почему поведение у насекомых более сложное, чем у червей? (5 б.)
Ответы.
- Жесткокрылые (жуки)
- Потому, что они все живут вместе в одном доме, ухаживают за “детьми”.
- Потому, что их численность превышает 100 млрд.
- Разлагают растительные остатки, образуя плодородную почву.
- Из их кокона изготавливают шёлк.
- Мёд обладает противовоспалительным, бактерицидным свойством. Применяют при простудных заболеваниях, делают компрессы (согревает)
- Внешние различия.
- Т. к. его специально разводит человек.
- На передних крыльях.
- Стрекоза.
- Участвуют в дыхании.
- Лучше развит головной мозг.
Карточка для взаимопроверки № 1 (за правильный ответ 1 б.)
- Назовите общие признаки ракообразных.
- Назовите органы дыхания паукообразных.
- Из каких отделов состоит кровеносная система речного рака?
- Чем пищеварение ракообразных отличается от пищеварения паукообразных?
- Какой вред наносит здоровью человека чесоточный клещ? Каковы меры борьбы с ним?
Карточка для взаимопроверки № 2 (за правильный ответ 1 б.)
- Назовите общие признаки паукообразных.
- Назовите органы дыхания ракообразных.
- Какое значение имеет кровеносная система в жизни речного рака?
- Как осуществляется пищеварение у паукообразных?
Какой вред наносит здоровью человека энцефалитный клещ? Каковы меры борьбы с ним?
Карточка для взаимопроверки № 3 (за правильный ответ 1 б.)
- Назовите представителей класса ракообразных.
- Какое значение имеют для рака клешни?
- Какое строение имеют глаза речного рака?
- Назовите паразитов – представителей типа членистоногие.
- Какое пищеварение у пауков?
Карточка для взаимопроверки № 4 (за правильный ответ 1 б.)
- Назовите представителей класса паукообразных.
- Какое значение имеют для рака брюшные ножки?
- Какое строение имеют глаза паукообразных?
- Где находятся паутинные железы у пауков, их значение?
- Первая помощь при укусах членистоногих.
Ответы на вопросы к карточкам взаимопроверки
- Речной рак, дафнии, циклопы, краб, креветка.
- Для захвата пищи, для обороны.
- Сложные (фасеточные) глаза, состоящие из мелких, сидят на стебельках.
- Различные виды клещей.
- Внеполостное (идет внутри жертвы, а не в пищеварительной системе паука).
- Скорпионы, пауки, клещи.
- Участвуют в половом размножении, удерживают икру.
- Простые глаза, но их много, обычно 8.
- Они находятся на конце брюшка. Необходимы для плетения паутины, кокона.
- Высосать яд из укуса, сделать компрессы, ввести противоядие.
- Деление тела на головогрудь и брюшко, хитиновый покров, 2 пары усиков, клешни, ходильные и брюшные ноги.
- Легочные мешки, трахеи.
- Сердце и сосуды (спинная и брюшная артерии)
- У раков пищеварение внутри их тела, а у пауков – внутри тела жертвы (внеполостное).
- Прогрызает в теле человека ходы, вызывая зуд.
Гигиена.
- Головогрудь и брюшко, 6 пар конечностей. Ноги преобразованы в педипальпы и хелицеры.
- Кожные жабры.
- Разносит по телу питательные вещества.
- Вводят слюну в тело жертвы, где происходит переваривание органов, а потом высасывает внутренности.
- Переносит вирус энцефалита, ведущий к поражению
нервной системы.
Плотная одежда, осмотр друг друга.