Здоровьесберегающие технологии в системе коррекционно-развивающего обучения в режиме продленного дня

Разделы: Начальная школа


Каждый учитель в своей работе сталкивается с детьми, которых он называет трудными. Когда педагоги говорят, что ученик “трудный”, то, как правило, к ним относят детей в обучении и воспитании которых учителя испытывают состояние напряженности.

На успехи таких обучающихся в школе влияют многие факторы.

Дети со слабым здоровьем или получающие недостаточное питание, озабоченные проблемами в семье или обладающие заниженной самооценкой, часто недостаточно успешно справляются со школьными заданиями.

В этой связи для них организуют коррекционно-развивающее обучение.

В реальной школьной практике большую часть коррекционно-развивающей работы проводят во второй половине дня и базируют ее на внеурочном материале.

Снять эмоциональное, психическое и физическое напряжение помогают клубные часы, проводимые в группе продленного дня.

Клубный час “В мире прекрасного и удивительного”.

Цели:

  1. Способствовать формированию эстетического вкуса, нравственного и физического здоровья обучающихся посредством повышения познавательной активности и любознательности.
  2. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование.

1. Оформление доски:

  • плакат с маршрутом путешествия по лесу;
  • музыкальные фрагменты (см. по тексту);
  • иллюстрации лекарственных растений;
  • рисунки веточек с листьями разных деревьев;
  • цветик-семицветик.

Учитель. А вот и наш волшебный цветик-семицветик. Посмотрим, куда нас перенесет на этот раз его яркий нетерпеливый лепесток. (Учитель отрывает один лепесток от цветика-семицветика, который прикреплен на доске). Приготовились к перелету. (Дети закрывают глаза.) Лети, лети, лепесток... (Учитель подбрасывает лепесток вверх, он плавно падает на пол, в это время звучит аудиозапись “Голоса птиц”, открываются плакаты и рисунки на доске. Учитель разрешает детям открыть глаза.)

- Слышите? Мне кажется, что это чьи-то голоса... А как легко и свободно здесь дышится. Чувствуете ароматный запах трав и цветов? Куда это мы с вами попали?

(Дети в полголоса отвечают: “В лес”.)

Учитель. Правильно, на этот раз мы оказались с вами в лесу. И сейчас тихо, чтобы не спугнуть лесных птиц, мы войдем туда.

Физкультминутка (под музыку).

Мы входим с вами в лес (Маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руки)
Посмотрели вправо, влево, (Поклонились вправо, влево.)
Наклонились и присели, (Вниз поклон, присели.)
Заниматься тихо сели (Дети садятся на свои места.)

Учитель. По лесу нас поведет цветочная дорожка (она изображена на плакате). А узнать, что она нам приготовила, поможет лесной житель - мухоморчик, который вырос в этом волшебном лесу.

(У доски сидит, нагнувши голову вниз, ребенок в костюме мухомора. Под музыку он начинает приподниматься и встает во весь рост.)

Мухомор. А вот и я. Здравствуйте, друзья!

Учитель. Ну что, веди нас на цветочную дорожку.

Мухомор.

На дорожку мы зайдем
И цветочек там сорвем

(Срывает с дорожки цветок №1, отдает учителю)

Учитель. Первый цветок с нашей дорожки предлагает нам сыграть в игру “С чьей ветки эти детки?” С помощью загадок назвать деревья, которым принадлежат эти листочки, и открыть соответствующую карточку.

Загадки.

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

(Отгадывая слово, дети выходят к доске и отрывают нужную карточку под рисунками.)

Учитель. Я вижу, все вы хорошо знаете деревья, которые растут в лесу.

Мухомор. Посмотрим, что прячется за этим цветком. (Срывает с дорожки цветок №2, отдает учителю).

Учитель. Этот цветок поможет нам проверить, так же ли хорошо вы знаете обитателей леса. Если я скажу: “Летает”, вы называете какую-нибудь лесную птицу, если я говорю: “Прыгает” - надо назвать животное или насекомое, которое прыгает по земле или по деревьям. При слове “бегает” надо назвать бегающего по суше зверя.

(Учитель, чередуя, называет указанные слова, дети дают свои ответы.)

Учитель. И с этим заданием справились успешно.

Мухомор. Ирина Ивановна, а эта ромашка окружена какими-то вопросами. Что это значит?

(Срывает цветок под цифрой №3.)

Учитель.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой.

1-й ученик. Одно “почему?” меж деревьями мчится, летит по пятам за неведомой птицей.

2-й ученик. Другое - пчелой забралось на цветок.

3-й ученик. А третье - лягушкою скок в ручеек.

Учитель. А все это значит, что мы оказались на почемучкиной поляне. Посмотрим, какие вопросы приготовила нам она. А ответить на них нам помогут ребята.

Вопросы.

Почему куры не летают?

Почему говорят попугаи?

Почему медуницу называют колдуньей?

(Подготовленные учащиеся уточняют и дополняют ответы своих товарищей.)

Учитель. Спасибо за интересные сообщения. А теперь вместе с Мухомором предлагаю продолжить путь по дорожке с помощью разных движений.

Физкультминутка (под музыку).

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И теперь пешком пойдем.

Мухомор. Вот мы и подошли к четвертому цветку. (Срывает его).

Учитель. Вместе с этим цветком мы оказались у лесной аптеки. Ребята, а для чего нужна аптека? (Ответы детей.)

Учитель. Правильно, ребята.

Для больного человека
Нужен врач, нужна аптека.

А причины болезней нам поможет выяснить герой книги Лаптева “Тайны пирамиды здоровья” - муравей по имени Свати. Давайте посмотрим. (Мальчик в костюме муравья и девочка выходят к доске.)

Девочка.

Свати, мудрый муравей,
Со звезды пришел своей.
Мудрый, мудрый муравей,
Научи ты нас, людей.
Ты пришел издалека
Сквозь туманы и века.
Научи нас, как нам быть, -
Чтоб сто лет нам всем прожить?

Муравей.

Хорошо. Я помогу,
Но сначала в лес пойду,
И узнаю у зверей,
Что нам сделать для людей.
Звери долго все живут,
Не болеют и не лгут.
Все они помочь готовы.
Только стоит захотеть,
Все узнать и не болеть.

(Дети уходят)

Учитель. Ребята, как вы думаете, что же ответили муравью растения и животные? Отчего болеют люди?

(Люди болеют потому, что не умеют заботиться друг о друге, не умеют радоваться красоте окружающего мира, бывают жестоки - убивают животных, наносят вред растениям, бывают неаккуратны, не соблюдают правил личной гигиены и т.д.)

Учитель. Какие же лекарства для зверей и людей мы можем найти в нашей лесной аптеке?

(Полезные ягоды, лечебные травы и цветы, корешки).

Учитель. Правильно, в лесу мы можем найти лекарственные растения. О некоторых из них нам расскажут ребята.

(Дети с иллюстрациями лекарственных трав выходят к доске и читают свои сообщения, затем крепят иллюстрации на доске.)

Учитель. Многие лесные растения полезны, но не надо забывать, что сбор лекарственного сырья в большом количестве приносит вред природе. И теряя их, мы теряем красоту и яркую улыбку леса. (Звучит музыка.)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилась ли вам наша прогулка по лесу? Что нового и интересного узнали вы сегодня? О чем надо помнить, посещая лес? (Ответы детей.)

Мухомор. До свидания, друзья, до новых встреч! (Приседает.)

Учитель. Встали красиво, улыбнулись друг другу.

Благодарю вас за хорошую работу.