Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о периодической системе, о строении электронов в атомах, развить самостоятельность учащихся, трудолюбие, активность, сформировать у школьников химическое мышление, активизировать их познавательную деятельность.
Методы и методические приемы:
- словесный;
- наглядный;
- работа с доской;
- работа с таблицей;
- работа с тетрадью.
Оборудование: Таблица “Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева”.
Тип урока: Закрепление и систематизация знаний.
Ход урока и его содержание
I. Организационный момент.
Домашнее задание. Повтор §45. Сочинить стихотворение.
II. Повторение пройденного материала.
Сегодня урок мне хочется начать со слов:
Весь мир большой –
Жара и стужа –
Планет круженье, свет зари
Все то, что видим мы снаружи
Законом связано внутри.
Найдется ль правило такое,
Что целый мир объединит?
Внимание! Вопрос:
Кто и когда закон открыл,
Создал природы алфавит?
1. Дайте формулировку периодического закона Д.И.Менделеева?
2. Сколько периодов в периодической системе Д.И.Менделеева?
3. Какие бывают периоды?
4. Как изменяются свойства в периоде?
5. Сколько групп в периодической системе Д.И.Менделеева?
6. Что показывает номер группы?
Пример 1. Элемент образует оксид и гидроксид, в которых он проявляет постоянную валентность, равную II. Расположен он в 3 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Магний.
Пример 2. Элемент образует газообразное водородное соединение, в котором он III-валентный, в высшем оксиде он V-валентный. Расположен он во 2 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Азот.
Пример 3. Элемент образует оксид и гидроксид, в котором он проявляет постоянную валентность, равную I. Расположен он в 4 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Калий.
Пример 4. Элемент образует газообразное водородное соединение, в котором он III-валентный, в высшем оксиде этот элемент V-валентный. Расположен он в 3 периоде периодической системы Д.И.Менделеева. Назовите этот элемент. Ответ: Фосфор.
7. Какие бывают подгруппы?
8. Какие подгруппы называются главные?
9. Как изменяются свойства в главных подргуппах?
10. Какие подгруппы называются побочные?
А сейчас послушайте несколько строчек из истории создания таблицы:
Гляжу в таблицу – ряд, период и группы элементов в нем,
И днем и ночью цинк ученый все ходит с кислотой кругом.
Пойдет направо – рядом галлий, налево – медь пред ним стоит,
Там чудеса, там кремний бродит и углерод над ним сидит.
Там на неведомых оксидах следы несбыточных вещей,
И Менделеев над таблицей сидит, задумавшись над ней.
И кислород там мимоходом пленяет углерод – царя,
А аммиак перед народом летает в небе, травит зря.
В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор здесь верно служит.
Там лантаноиды грядой идут - бредут сами собой.
Там цезий – царь над златом чахнет,
Там водород и хлором пахнет.
И я там был, растворы пил, таблицу видел всю зеленой,
Я видел химиков ученых и этот бред им подарил.
Когда Д.И.Менделеев создавал периодическую систему, он не придавал большого значения порядковому номеру. Но в 1911 г. английский ученый Резерфорд доказал, что порядковый номер совпадает: а) с зарядом ядра; б) с количеством протонов; в) с количеством электронов.
Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь?
а)
Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его – нейтрон.
Догадались? Он-….(протон)!.
б)
Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион,
А я нейтральный и зовусь…(нейтрон)!
в)
Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там,
Свет зажег, нагрел утюг
…. – наш лучший друг.
Если в атом он попал –
То считай почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра. (электрон)
12. Что такое изотопы? Назовите изотопы водорода.
13. Что такое энергетический уровень?
14. Что показывает номер периода:?
Пример 5. Сколько энергетический уровней у атома: Al, Se, P, Ti, Mo, V ?
15. Что показывает номер группы (кроме валентности)?
Пример 6. Сколько электронов на наружном энергетическом уровне у атома: S, Ga, Ba, K, Br, Si?
Пример 7.
- Элемент находится в 3-ем периоде на наружном энергетическом уровне, на наружном энергетическом уровне 5 электронов, что за элемент?
- Элемент находится во 2-ом периоде, на наружном энергетическом уровне 7 электронов, что за элемент?
- Элемент находится в 4-ом периоде, на наружном энергетическом уровне 2 электрона. Что за элемент?
Пример 8. Укажите, о каком элементе идет речь:
- в его атоме 34 электрона, 6 из них находится на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.
- в его атоме 17 электронов, 7 из них находится на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.
- в его атоме 56 электронов, 2 из них находятся на внешнем энергетическом уровне, определите этот элемент.
Пример 9. Укажите, какие элементы имеют такое расположение электронов в атомах?
- 2e, 1e
- 2e, 8e, 1e
- 2e, 7e
- 2e, 8e, 6e
- 2e, 8e, 11e, 2e
- 2e, 8e, 14e, 2e
- 2e, 8e, 18e, 2e
- 2e, 8e, 8e, 2e
Тест:
“Тема строения атома”. 4 варианта по 15 вопросов.
Вариант 1.
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Порядковый номер атома титана равен | а)18; б) 4; в) 48; г) 22. |
2 | Заряд ядра атома хлора равен | а) +7; б) +3; в) +17; г) +36. |
3 | В 7 раз больше атомной массы водорода масса атома элемента: | а) Li; б) С; в) O; г) He. |
4 | В побочной подгруппе находится | а) P; б) C; в) Al; г) Mn. |
5 | 15 электронов, 15 протонов, 16 нейтронов содержит атом | а) Zn; б) N; в) Ca; г) P. |
6 | 5 электронов находится во внешнем электронном слое атома: | а) B; б) N; в) Ag; г)Ba. |
7 | 7 энергетических уровней в атоме: | а) Li; б) Br; в) Fr; г) N. |
8 | Высшая валентность серы равна: | а) 1; б) 6; в) 2; г) 3. |
9 | Распределение электронов по слоям – 2,8,8,1 – соответствует атому: | а) Na; б) Fe; в) F; г) K. |
10 | Электронная формула 1s22s22p63s2 соответствует атому: | а) Mg; б) Ca; в) Ga; г) Sr. |
11 | Неметаллом является: | а) Rb; б) Kr; в) In; г) Sn. |
12 | Неметаллические свойства растут в ряду: | а) Li-Na-K; б) B-Be-Li; в) Se-S-O; г) Ca-Sr-Ba. |
13 | Меньшим радиусом обладает атом: | а) Li; б) Cs; в) Na; г) K. |
14 | Водородное соединение RH4 и оксид RO2 соответствует атому: | а) Si; б) B; в) K; г) Se. |
15 | Имеет полностью завершенный внешний электронный уровень атом: | а) Au; б) Ne; в) N; г) Ba. |
Разминка “Поле чудес”.
- Элемент III периода в переводе с греческого языка – “недеятельный”.Ответ: аргон.
- Элемент VIII группы в переводе с греческого языка – “радуга”. Ответ: иридий.
- Элемент V группы в переводе с греческого языка – “белая масса”. Ответ: висмут.
- Элемент в переводе с греческого языка – “несущий свет”.Ответ: фосфор.
- Элемент в переводе с немецкого языка означает “волчья пена”. Ответ: вольфрам.
Химический кроссворд.
- Химический элемент с порядковым номером 17.
- Это сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.
- Химический элемент, названный в честь великого русского ученого.
- Химический элемент, имеющий расположение электронов по энергетическому уровню: 2e, 8e, 8e, 1.
- Растворимое в воде основание.
- Химический элемент, атомы которого электронную формулу: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4.
- Простые вещества, обладающие хорошими теплопроводностью, электропроводностью, металлическим блеском.
- Элементарная частица, движущаяся вокруг ядра.
- Самый легкий газ.
- Название какого элемента состоит из двух млекопитающих животных.
Ответы:
- Хлор
- Кислота
- Менделевий
- Калий
- Щелочь
- Сера
- Металлы
- Электроны
- Водород
- Мышьяк
Условия по оценке кроссворда:
1-3 правильных ответов – оценка “2”;
4-6 правильных ответов – оценка “3”;
7-8 правильных ответов – оценка “4”;
9-10 правильных ответов – оценка “5”.
Домашнее задание: Сочинить стихотворение “Зачем мы учим химию”.
Список используемой литературы:
- Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”. Изд-во Аст-Пресс . Москва 1999 г.
- Еплякова Т.М. “Внеклассная работа по химии”. Изд-во Дрофа. Москва 2004 г.
- Химия в школе 2004 г.