Методика обучения.
1.
- Сегодняшний наш урок мы начнём со сказки, но вы будете не только слушать, но и помогать мне сочинять сказку. Сели удобно и приготовились слушать.
Зайка.
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [А].
Отгадайте, кто это мог быть? (заяц).
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [А].
Как вы думаете, что это за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки).
Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей – зайчат.
Как вы думаете, что это были за игрушки в названии которых был звук [А]? (машина, кукла, пирамидка….)
Зайчатки были рады!
- Замечательная у нас с вами сказка получилась. Поднимите руку, кому она понравилась.
- Молодцы! Мне она тоже понравилась.
Давайте вспомним, что вы знаете про звук [А]?
2.
- Сегодня на уроке мы с вами будем разгадывать кроссворд и сравнивать буквы А и Я.
- Откройте учебники по закладочке.
- Какая цифра нарисована?
(пять)
- Давайте проведём звуковой анализ этого слова (приготовили кассы с фишками).
- Сосчитайте, сколько звуков живёт в слове пять?
- Какой звук живёт в первом домике?
- Назовите его.
- Расскажите всё, что вы про него знаете.
- Назовите его твёрдую пару.
- Итак, если это согласный, мягкий, какой фишкой я его обозначу?
- Беру ?. Поставлю его в первый домик.
- Какой звук живёт во втором домике?
- Это гласный звук, поэтому обозначу его фишкой.
- Какой звук живёт в третьем домике?
- Расскажи всё, что ты знаешь о нём, назови его твёрдую пару.
- Обозначим его фишкой.
- Давайте все вместе прочитаем это слово хором (пп-аа-тьть).
3.
- А сейчас давайте отдохнём и поиграем в “Живые звуки”.
- Какой в этом слове первый звук?
- Выходи к доске. Ты будешь первым звуком в этом слове, держи свою фишку.
Аналогично второй и третий звук.
- Прочитаем это слово хором (учитель медленно ведёт указкой по звукам).
Затем дети закрывают глаза, а в это время учитель меняет детей-звуки местами.
- Что изменилось?
- Ребята, а можно прочесть слово, если звуки поставить в другом порядке?
- Звуки, встаньте на свои места.
- Первый звук, поставь свою фишку на схему и прочитай свой звук.
Аналогично третий и второй звуки. Второй звук садится последним.
- Подведём итог нашей работы. Какой звук живёт во втором домике?
- Какая согласная стоит перед ним? (мягкая)
- Кто вспомнит главное правило русского языка?
(Если после мягкого согласного слышится звук [А], он обозначается буквой Я)
- Найдите в кассе букв кармашек с буквой Я.
Покажите мне её.
Заменим красную фишку, которая обозначает звук [А], на букву Я.
- Прочитаем слово.
- Что нарисовано справа от цифры пять?
(парта)
- Проведите звуковой анализ этого слова самостоятельно.
-Проверяем с кратким объяснением.
- Какой знакомый гласный нам встретился в этом слове?
- Какой буквой будем обозначать его? Почему?
- Опять вспомнили правило русского языка.
- Найдите в кассе букву А.
Покажите её.
Заменим красную фишку на букву А.
4.
- Что изображено во второй строчке? Называйте предметы справа налево.
ДЫНЯ
ТЫКВА
ПИЛА
- Произнесём чётко последний звук, который живёт в этих словах.
- Какой согласный стоит перед ним твёрдый или мягкий?
- Если согласный мягкий, какой буквой обозначу звук [А]?
- Покажите на веере эту букву.
- Какой можно сделать вывод?
(После твёрдого согласного звук [А] записываем буквой А.
После мягкого согласного звук [А] записываем буквой Я)
5.
- Сейчас мы будем разгадывать кроссворд.
(Кроссворд из учебника на стр. 48, заранее написан на доске)
- Назовите, что вы видите слева от кроссворда?
- Сосчитайте по клеточкам, сколько букв живёт в первом слове?
- Какая гласная буква в этом слове нам известна?
- Какой по счёту она стоит?
- Отгадайте, какое слово спряталось в первой строчке?
- Назовите предмет, который оно обозначает.
Аналогично остальные слова:
М | Я | Ч |
ПР | Я | НИК |
УТ | Я | ТА |
Я | ||
ВИШН | Я |
- Все слова разгадали?
- Сосчитайте, сколько всего слов с буквой Я мы разгадали?
- А я сосчитала и у меня получилось пять слов. Почему?
- Вы забыли назвать ещё одно слово. Какое?
Буква Я шагает гордо
Всем на свете буква Я
Доложить готова
- А вы знаете кто я?
- Вы не знаете кто я?
- Я не только буква Я
БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!
- Я – часть речи, которая называется местоимением.
- И вот эту загадочную букву мы сегодня будем тренироваться писать красиво.
6.
Работа в рабочей тетради, с. 10.
- Посмотрите на первую строчку.
- Что интересного заметили?
- Что у этих букв общее?
(все они гласные и заглавные)
- Расскажите, в каком порядке будете выполнять задание?
- Приступили к работе.
- Рассмотрите вторую строчку.
- Что интересное заметили?
- Приступили к работе.
- Кто вспомнил, как называется этот элемент?
- Обведём простым карандашом два раза по пунктиру “короткую наклонную линию с закруглением вправо”.
- До конца строчки работаем самостоятельно.
- Прочитайте буквы, которые написаны на следующей строчке.
- Сравните их.
- Что заметили?
- Какой элемент у этих букв одинаковый?
- Взяли зелёную ручку.
- Объясните, как будете выполнять задание?
7. “Найди ошибку художника”.
- Рассмотрите воздушные шарики.
- Какие буквы написал художник? Прочитайте их.
(большая заглавная, маленькая, маленькая строчная)
- Как вам кажется, какая буква лишняя в жёлтом шарике?
- Почему?
- Сколько букв осталось в шарике? Сосчитайте.
- Рассмотрите красный шарик.
- Сколько букв на нём написано? Сосчитайте.
- Назовите, какие буквы написал художник?
- А какая буква здесь лишняя? Почему?
- Как сделать так, чтобы ничего не зачёркивать, а превратить данный элемент в знакомую букву?
- Допишите.
- С синим шариком поработайте самостоятельно.
- Что заметили?
- Как исправили ошибку?
8.
- Сколько всего шариков нарисовал художник?
- Назови соседей числа три.
- А какое сейчас время года?
- Художник нарисовал ковёр из осенних листьев, но налетел ветер и перепутал все дорожки.
- В первой замкнутой линии листья каких деревьев вы узнали?
- Что вы можете сказать о количестве листьев берёзы, дуба?
- Три и два это сколько?
- Каким числом обозначим общее количество листьев?
- В каком квадратике запишем это число?
- Кто распутал осеннюю дорожку?
- Правильно. Запишем цифру пять в самом нижнем квадратике.
- Что она обозначает?
(число листьев)
Аналогично далее.
- В названиях каких деревьев вы встретили звук [А]?
(каштан, берёза)
- Где в слове он стоит?
- Закрыли тетради.
9.
- Продолжим нашу работу с учебником и кассой цифр.
(учебник с.49)
- Приготовили указочки.
- Сколько всего нарисовано красных кругов?
- Обведи указкой всё множество красных кругов.
- Каким числом обозначим все красные круги?
- На что указывает это число?
- Достали в кассах цифру пять и положили в первый квадратик.
- Сколько всего нарисовано жёлтых кругов?
- Обведи указкой всё множество жёлтых кругов.
- Каким числом обозначим все жёлтые круги?
- На что указывает это число?
- Достали цифру три и положили во второй квадратик.
- Объединим все круги в одно большое множество.
- Послушайте, какое предложение я сейчас скажу обо всех кругах:
всего кругов 5 и 3
- А сколько кругов вы насчитали? Скажите.
- Верно. Значит 5 и 3 – это 8.
- Положили цифру 8 в последний квадратик.
- Прочитайте ещё раз предложение обо всех кругах.
10.
- Поднимите руку те ребята, которым понравилось, как они поработали на уроке?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Какие, показались очень лёгкими?
- А какие самыми интересными?
- Спасибо за работу на уроке.