Конспект урока по теме: "Грамота" (интеграционный курс). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Методика обучения.

1.

- Сегодняшний наш урок мы начнём со сказки, но вы будете не только слушать, но и помогать мне сочинять сказку. Сели удобно и приготовились слушать.

Зайка.

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук [А].

Отгадайте, кто это мог быть? (заяц).

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [А].

Как вы думаете, что это за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки).

Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей – зайчат.

Как вы думаете, что это были за игрушки в названии которых был звук [А]? (машина, кукла, пирамидка….)

Зайчатки были рады!

- Замечательная у нас с вами сказка получилась. Поднимите руку, кому она понравилась.

- Молодцы! Мне она тоже понравилась.

Давайте вспомним, что вы знаете про звук [А]?

2.

- Сегодня на уроке мы с вами будем разгадывать кроссворд и сравнивать буквы А и Я.

- Откройте учебники по закладочке.

- Какая цифра нарисована?

(пять)

- Давайте проведём звуковой анализ этого слова (приготовили кассы с фишками).

- Сосчитайте, сколько звуков живёт в слове пять?

- Какой звук живёт в первом домике?

- Назовите его.

- Расскажите всё, что вы про него знаете.

- Назовите его твёрдую пару.

- Итак, если это согласный, мягкий, какой фишкой я его обозначу?

- Беру ?. Поставлю его в первый домик.

- Какой звук живёт во втором домике?

- Это гласный звук, поэтому обозначу его фишкой.

- Какой звук живёт в третьем домике?

- Расскажи всё, что ты знаешь о нём, назови его твёрдую пару.

- Обозначим его фишкой.

- Давайте все вместе прочитаем это слово хором (пп-аа-тьть).

3.

- А сейчас давайте отдохнём и поиграем в “Живые звуки”.

- Какой в этом слове первый звук?

- Выходи к доске. Ты будешь первым звуком в этом слове, держи свою фишку.

Аналогично второй и третий звук.

- Прочитаем это слово хором (учитель медленно ведёт указкой по звукам).

Затем дети закрывают глаза, а в это время учитель меняет детей-звуки местами.

- Что изменилось?

- Ребята, а можно прочесть слово, если звуки поставить в другом порядке?

- Звуки, встаньте на свои места.

- Первый звук, поставь свою фишку на схему и прочитай свой звук.

Аналогично третий и второй звуки. Второй звук садится последним.

- Подведём итог нашей работы. Какой звук живёт во втором домике?

- Какая согласная стоит перед ним? (мягкая)

- Кто вспомнит главное правило русского языка?

(Если после мягкого согласного слышится звук [А], он обозначается буквой Я)

- Найдите в кассе букв кармашек с буквой Я.

Покажите мне её.

Заменим красную фишку, которая обозначает звук [А], на букву Я.

- Прочитаем слово.

- Что нарисовано справа от цифры пять?

(парта)

- Проведите звуковой анализ этого слова самостоятельно.

-Проверяем с кратким объяснением.

- Какой знакомый гласный нам встретился в этом слове?

- Какой буквой будем обозначать его? Почему?

- Опять вспомнили правило русского языка.

- Найдите в кассе букву А.

Покажите её.

Заменим красную фишку на букву А.

4.

- Что изображено во второй строчке? Называйте предметы справа налево.

ДЫНЯ

ТЫКВА

ПИЛА

- Произнесём чётко последний звук, который живёт в этих словах.

- Какой согласный стоит перед ним твёрдый или мягкий?

- Если согласный мягкий, какой буквой обозначу звук [А]?

- Покажите на веере эту букву.

- Какой можно сделать вывод?

(После твёрдого согласного звук [А] записываем буквой А.

После мягкого согласного звук [А] записываем буквой Я)

5.

- Сейчас мы будем разгадывать кроссворд.

(Кроссворд из учебника на стр. 48, заранее написан на доске)

- Назовите, что вы видите слева от кроссворда?

- Сосчитайте по клеточкам, сколько букв живёт в первом слове?

- Какая гласная буква в этом слове нам известна?

- Какой по счёту она стоит?

- Отгадайте, какое слово спряталось в первой строчке?

- Назовите предмет, который оно обозначает.

Аналогично остальные слова:

М Я Ч
ПР Я НИК
УТ Я ТА
Я
ВИШН Я

- Все слова разгадали?

- Сосчитайте, сколько всего слов с буквой Я мы разгадали?

- А я сосчитала и у меня получилось пять слов. Почему?

- Вы забыли назвать ещё одно слово. Какое?

Буква Я шагает гордо

Всем на свете буква Я

Доложить готова

- А вы знаете кто я?

- Вы не знаете кто я?

- Я не только буква Я

БУКВА, СЛОГ и СЛОВО!

- Я – часть речи, которая называется местоимением.

- И вот эту загадочную букву мы сегодня будем тренироваться писать красиво.

6.

Работа в рабочей тетради, с. 10.

- Посмотрите на первую строчку.

- Что интересного заметили?

- Что у этих букв общее?

(все они гласные и заглавные)

- Расскажите, в каком порядке будете выполнять задание?

- Приступили к работе.

- Рассмотрите вторую строчку.

- Что интересное заметили?

- Приступили к работе.

- Кто вспомнил, как называется этот элемент?

- Обведём простым карандашом два раза по пунктиру “короткую наклонную линию с закруглением вправо”.

- До конца строчки работаем самостоятельно.

- Прочитайте буквы, которые написаны на следующей строчке.

- Сравните их.

- Что заметили?

- Какой элемент у этих букв одинаковый?

- Взяли зелёную ручку.

- Объясните, как будете выполнять задание?

7. “Найди ошибку художника”.

- Рассмотрите воздушные шарики.

- Какие буквы написал художник? Прочитайте их.

(большая заглавная, маленькая, маленькая строчная)

- Как вам кажется, какая буква лишняя в жёлтом шарике?

- Почему?

- Сколько букв осталось в шарике? Сосчитайте.

- Рассмотрите красный шарик.

- Сколько букв на нём написано? Сосчитайте.

- Назовите, какие буквы написал художник?

- А какая буква здесь лишняя? Почему?

- Как сделать так, чтобы ничего не зачёркивать, а превратить данный элемент в знакомую букву?

- Допишите.

- С синим шариком поработайте самостоятельно.

- Что заметили?

- Как исправили ошибку?

8.

- Сколько всего шариков нарисовал художник?

- Назови соседей числа три.

- А какое сейчас время года?

- Художник нарисовал ковёр из осенних листьев, но налетел ветер и перепутал все дорожки.

- В первой замкнутой линии листья каких деревьев вы узнали?

- Что вы можете сказать о количестве листьев берёзы, дуба?

- Три и два это сколько?

- Каким числом обозначим общее количество листьев?

- В каком квадратике запишем это число?

- Кто распутал осеннюю дорожку?

- Правильно. Запишем цифру пять в самом нижнем квадратике.

- Что она обозначает?

(число листьев)

Аналогично далее.

- В названиях каких деревьев вы встретили звук [А]?

(каштан, берёза)

- Где в слове он стоит?

- Закрыли тетради.

9.

- Продолжим нашу работу с учебником и кассой цифр.

(учебник с.49)

- Приготовили указочки.

- Сколько всего нарисовано красных кругов?

- Обведи указкой всё множество красных кругов.

- Каким числом обозначим все красные круги?

- На что указывает это число?

- Достали в кассах цифру пять и положили в первый квадратик.

- Сколько всего нарисовано жёлтых кругов?

- Обведи указкой всё множество жёлтых кругов.

- Каким числом обозначим все жёлтые круги?

- На что указывает это число?

- Достали цифру три и положили во второй квадратик.

- Объединим все круги в одно большое множество.

- Послушайте, какое предложение я сейчас скажу обо всех кругах:

всего кругов 5 и 3

- А сколько кругов вы насчитали? Скажите.

- Верно. Значит 5 и 3 – это 8.

- Положили цифру 8 в последний квадратик.

- Прочитайте ещё раз предложение обо всех кругах.

10.

- Поднимите руку те ребята, которым понравилось, как они поработали на уроке?

- Какие задания у вас вызвали затруднения?

- Какие, показались очень лёгкими?

- А какие самыми интересными?

- Спасибо за работу на уроке.