Цели:
- Научить делить двузначное число на однозначное (внетабличные способы)
- Развивать навыки устных вычислений, логическое мышление, внимание, речь учащихся.
- Воспитывать культуру общения.
Ход урока
1. Приветствие
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
2. Актуализация опорных знаний.. Ситуация успеха.
Решите примеры и соберите слово.
6 • 8 30 • 3
80 : 4
3 • 15
600 : 2
- Что такое успех? (хорошие результаты в работе)
- Что нужно для достижения успеха?
- Я желаю вам всем успеха. А вы мысленно пожелайте успеха мне.
Индивидуальная работа у доски.
(40 + 16) : 7 =
(30 + 12) : 3 =
(40 + 24) : 4 =
(13 + 14) : 3 =
(24 + 28) : 6 =
3.Ситуация затруднения. Устный счёт (с обратной связью)
- Найдите разность чисел в треугольниках, разделите полученный результат на число, записанное в квадрате, результат умножьте на число в круге, прибавьте число в четырёхугольнике, разделите на число в четырёхугольнике.
- Покажите результат. (20)
- Произведение чисел в кругах разделите на разность чисел в треугольниках, результат увеличьте на число, записанное в квадрате.
- Покажите результат. (53)
- Из суммы чисел в прямоугольниках вычтите произведение чисел в кругах, результат разделите на число в пятиугольнике. (У детей возникает затруднение 72 : 6)
- В чём проблема? (не умеем решать такие примеры)
- Вот сегодня на уроке мы должны этому научиться.
В верхнем левом углу доски появляется запись
4. Тема урока
Назовите тему урока.
Деление двузначного числа на однозначное.
- Как вы думаете, какие знания нам для этого понадобятся? (табличное деление, деление суммы на число, алгоритм)
- Хорошо, давайте вспомним всё, что мы уже знаем.
а) Деление за 1 минуту
(На доску вывешиваю таблицу с примерами на табличное деление. Дети на листочках записывают только ответы в течении 1 минуты. Подаю команду “Стоп!” и все сдают листочки. Сразу же выявляю победителя по количеству решённых примеров, а к концу урока проверяю правильность решения и утверждаю победителя или выявляю нового)
б) Проверка индивидуального задания у доски.
- Ребята, проверьте.
(вопрос к ученику, работавшему у доски)
- Объясни, какими способами ты пользовался?
- Какой из этих способов нам сегодня пригодится?
5. Работа над решением проблемы.
а) Работа в тетради. Каллиграфическая минутка.
- Пропишите число 63.
- На какие однозначные числа делится число 63? (7 и 9)
- Так какая у нас сегодня задача на уроке? (Научиться делить двузначное число на однозначное)
б) Представьте число 63 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 3.
Запишите выражение
63 : 3 = (60 + 3) : 3 = 60 : 3 + 3 : 3 =
- Каким способом деления суммы на число воспользовались?
(Каждое слагаемое разделили на число и результаты сложили)
Вывод: Для того, чтобы разделить число 63 что нам пришлось с ним сделать?
(Заменить суммой разрядных слагаемых)
- А затем? (разделить каждое слагаемое на 3)
- Потом? (результаты сложить)
- Вернёмся к нашей проблеме.
- Какая проблема возникла в устном счёте?
(72 : 6)
- Давайте решим по такому же плану.
(не получается)
- Как же быть?
- Представьте число 72 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 6.
72 : 6 = (60 + 12) : 6 = 60 : 6 + 12 : 6 = 10 + 2 = 12
Вывод: В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.
в) - Давайте составим план наших действий
АЛГОРИТМ
- Что мы делали сначала?
- Потом?
- А потом?
- Заменили …удобных
- Разделили…
- Результаты сложили
- Сравните с алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное
- Заменили…разрядных
- Умножили…
- Результаты сложили
(алгоритмы похожи)
6. Физминутка
7. Первичное закрепление новых знаний.
Используя составленный алгоритм найдём значения нескольких выражений.
(работа у доски с подробным объяснением и развёрнутой записью)
72 : 4 =
72 : 3 =
72 : 2 =
7. Работа с учебником
С.13 №2 1 столбик с места с комментированием
Вывод.
- Какая проблема возникла у нас на уроке?
- Удалось нам её решить?
8. Первичный контроль и оценка.
1) Запишите выражение и найдите его значение
36 : 2 =
2) Составьте задачу по этому выражению.(дети составляют задачи разных видов и решают их устно)
3) Дополните условие задачи так, чтобы она стала составной.
Решите задачу в тетради.
9. Итог урока.
- Какую проблему решали на уроке?
- Научились выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное?
- Хотите себя проверить?
Рефлексия (Каждому ученику выдаётся карточка, на которой примеры трёх уровней сложности.
Ученик имеет право выбрать любой из этих уровней.)
|
Вывешиваю правильные ответы. Дети проверяют и оценивают свою работу.
1 уровень
- 43
- 31
- 34
- 32
- 22
2 уровень
- 13
- 23
- 24
- 15
- 15
3 уровень
- 39
- 18
- 25
- 14
- 16
- Каждый правильный ответ 1 балл
- Покажите (карточкой) сколько баллов заработали.
Закончите предложение.
Сегодня на уроке я…..
- Спасибо, дети, за урок.