“Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — современный учитель”. (Л. Н. Толстой)
Все последние годы мы глубоко и всесторонне изучаем каждого своего ученика как в процессе учебной, так и внеурочной деятельности. Подробно знакомимся с семьей, ближайшим окружением ребенка, чтобы наиболее эффективно обучать и воспитывать весь класс и каждого ребенка в отдельности, опираться на помощь родителей, всего детского коллектива.
Мы считаем, что эффект в обучении и воспитании детей идет через содружество “тройки”
– Родители + Дети + Учитель.
Помогает нам в этом образовательный мониторинг.
Мониторинг (английский – контроль, проверка, наблюдение) — постоянное, непрерывное отслеживание, наблюдение, контроль за действием какой-либо системы, каким-либо процессом для выявления их соответствия намеченным тенденциям и результатам, а также установления их ближайших перспектив с выдачей оперативной (ежедневной, еженедельной) информации и нарастающим итогом.
Образовательный мониторинг рассматривается нами как система своевременного, достоверного обеспечения информацией, предупреждения и реагирования на изменения в образовательной среде.
Методы, формы образовательного мониторинга мы используем следующие:
– тестирование детей, посещающих детский сад;
– письмо, написанное в августе детям – “будущим первоклассникам”, в котором знакомим детей со зданием школы и приглашаем (по опыту Амоношвили) на праздник “День Знаний”;
– тестирование первичное по тесту Керна – Ирасека. Оно даст представление об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, развития моторики;
индивидуальная карточка учащегося включает характеристику семьи учащегося, в которой на протяжении начального курса отражаются индивидуальные беседы учителя с родителями и деть ми, коллективные общения. Очень были поучительны первые записи родителей, кроме формальных фраз, которые давали ин формацию о жилплощади, заработке, о месте работы, составе семьи. В каждой записи был добрый совет учителю. И это бывают не только пожелания, но и осторожные “мамины” предупреждения. Но проходит время, и здесь же, на собрании, диалог продолжается. Когда наши дети заканчивали школу, в этой папке они находили высказывания о себе, об учителях, о родителях, свои первые тетради, а в них первое решение самых первых примеров и задач, сочинения-рассуждения, их мечты - кем они хотели бы стать, различные работы (аппликации, рисунки...). Такие наблюдения позволяют увидеть пошаговый рост индивидуальности ребенка.
Очень хорошо помогает в наших наблюдениях фотоальбом, который имеется у каждого нашего ученика.
Большое значение придается классному собранию.
В практике нашей работы сложились следующие формы работ с родителями: собрания, на которых проводятся беседы на воспитательные темы; собрания, подготовленные родительским комитетом с целью рекомендации опыта воспитания детей в семьях; собрания-консультации; традиционные собрания мам, пап, бабушек и дедушек. Последние совместные собрания детей и родителей в учебном году, характеризуются особой атмосферой доброжелательности. На чаепитиях с родителями мы устраиваем танцы, где детей учили быть раскрепощенными, красивыми в движениях. Проходили викторины, – конкурсы между семьями. Почти на каждом собрании за папой, мамой, учительницей наблюдали строгие глаза детей. Они тоже нередко бывали в роли приглашенных на собрание: собрание-содружество, как мы их называли, где присутствовали “тройка” – родители + учащийся + учитель. Нам кажется, что, уходя с таких собраний вместе с сыном или с дочерью, довольные своим общением с учителем и своим ребенком, родители продолжают свое доброжелательное общение в семейном кругу. Таким образом, в лице родителей мы находим своих друзей.
Такие собрания-содружеств разработаны на следующие темы: в первом классе “О любви к живому”, во втором классе итоговое “Конец – всему делу венец”, в третьем классе “Книга твой лучший друг” – собрание-конкурс, в четвертом классе “Папа, мама, брат, сестра и я – вот и вся моя семья”, “Папа, мама, брат, сестра и я – спортивная семья”. В настоящее время мы активно работаем в нулевом классе, где начинаем реализацию методов и форм образовательного мониторинга. Цель его - подготовить дошколят к обучению в первом классе.
Между тем, мы глубоко убеждены, что данный мониторинг необходимо реализовать в системе, всем педагогическим коллективом. Поэтому данный опыт распространяется уже и на остальные звенья обучения:
Система воспитательной службы и профилактики безнадзорности детей МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 94" г. Барнаула
Вся эта деятельность позволяет настроить работу школы на личностно-ориентированное образование, что, в свою очередь, позволяет выстраивать систему мониторинга, которая заключается в обследовании одного объекта по стабильным показателям в течение нескольких лет и анализе результатов с учетом всех особенностей, в которых действует школа.