Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Проверка безударной гласной в двусложных словах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • совершенствовать умение обозначать буквой безударную гласную в корне двусложных слов, писать слова под диктовку и обосновывать правильность написанного, искать проверочные слова;
  • развивать внимание, речь, мышление расширять кругозор детей;
  • воспитывать любовь к предмету, аккуратность;

Оборудование:

  • презентация, новогодняя открытка с музыкальным сопровождением, рисунок собаки – символа нового года, рисунок героев мультфильма – волка и зайца,
  • елка размером на лист ватмана, снежинки по количеству учащихся, на которой написано слово с пропущенной безударной гласной, рисунки игрушек на елку, рисунок с изображением филина с поговоркой “Делу время, потехе час”, закладки, пригласительные билеты с грамматическим заданием, алгоритм написания безударной гласной, тема урока, написанная символами. “Орфографический словарь” Грушникова.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Минутка чистописания. Написание букв а, о, е, и.

3. Объявление темы урока:

1. Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Приближается замечательный праздник Новый год. Как известно, 2006 год будет годом Огненной собаки, официальная встреча которого произойдет при первом новолунии солнечного знака Водолея 29 января 2006 года в 17 часов 16 минут по московскому времени. (Рассматривается рисунок с изображением собаки)

Сегодня мы получили от Деда Мороза приглашение на “Лесную ёлку”. Открывается музыкальная открытка, звучит веселая мелодия, учитель читает стихотворение:

Собирайтесь в хоровод,
Наступает Новый год!
И лисицы и сороки,
И медведи лежебоки
Собирайтесь в круг скорей
Зайцы, ёжики и волки…
Дед Мороз собрал у ёлки
Замечательных зверей!

- У. Отправимся на праздник.

- Д. Да.

- У. А вот прочитайте, как считает мудрый филин. (рисунок филина с пословицей “Делу время, а потехе час”. Согласны ли вы с мнением филина? Приложение №1

- Д. Высказывают свои мнения, объясняют смысл пословицы.

- У. Давайте, и мы прислушаемся к мудрому совету. Сначала поработаем, а потом отправимся на праздник.

2. Словарная работа.

- У. Дед Мороз желает разослать друзьям пригласительные билеты, только беда – грамоты маловато. Давайте, поможем ему справиться с этой проблемой. (Детям раздаются “Пригласительные билеты”. Приложение №2 Даны слова М…дведь, л…са, белочка, ёж…к, с…бака, п…тух, з…ц, р…бята.).

У. -Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните словарные слова.

- Кому непонятно задание?

- Д. Выполняют задание самостоятельно.

- У. Проверим задание.

- Дети читают слово, объясняя тип орфограммы.

Дети предполагают, что слово заяц - словарное. Ищут его в Орфографическом словаре Грушникова.

3. Закрепление изученного материала.

Прочитайте тему нашего урока. Тема написана символами, буквы в написанной теме чередуются с рисунками и цифрами из алгоритма, который был составлен детьми. Приложение №3.

- Д. “Проверка безударной гласной”.

- У. Случайны ли рисунки, которые вы видите? Где вы с ними встречались?

- Д. Когда учились писать безударную гласную, работая по алгоритму.

- У. Обратимся еще раз к алгоритму, вспомним, как мы работали. Приложение №4

  1. Учусь слышать или видеть безударную гласную в слове.
  2. Безударную гласную проверяю ударением.
  3. Ищу проверочное слово.

Пишу.

А чтобы оказать помощь нашим друзьям, давайте поможем им нарядить “Лесную красавицу”.

На доске появляется лист ватмана, (приложение №5) на котором изображена ёлка, на ёлке написаны буквы а о е и я. Читают дети стих-рифму.

Безударных гласных пять,
Тех, что нужно проверять.
Вы, запомните друзья -
А, О, Е, И, Я.

а) Отработка навыка правописания безударной гласной.

- У. Возьмите снежинку, прочитайте слово, поместите снежинку на ёлочке у той буквы, которая соответствует пропущенной в вашем слове.

- Учитель обводит клеем – карандашом круги вокруг букв на ватмане, дети выходят, и помещают снежинку.

- У. Продолжим работу. Учитель показывает картинки на которых изображены звезда, звонок, шары, цветы, свеча, кольцо, грибы, пчела, часы, мячи. Приложение №6.

Работают “цепочкой”: ученик выходит к доске, объясняет написание слова, пользуясь алгоритмом, записывает слово на доске, ставит ударение, подчеркивает безударную гласную, помещает игрушку на ёлочку. Выходит следующий ученик.

Таким образом, к концу работы появляется наряженная ёлочка.

- У. Чему учились, выполняя эту работу?

- Д. Писать слова с безударной гласной.

- У. Вы, ребята потрудились хорошо. А вот теперь можно отправляться на праздник.

4. Работа в компьютерном классе. При переходе из класса в класс проходит физкульминутка. Дети сидят за компьютерами парами. Работа рассчитана на 7-10 минут согласно СанПину.

Презентация

Слайд №2. Ответ: щелкнуть курсором по зайцу. (собачку)

Слайд №3 №4. Работа в парах. Ученик объясняет товарищу написание безударной гласной и проверяет. Устанавливается курсор на место пропущенной буквы.

Итог урока.

Слайд №5. Дед Мороз и Снегурочка благодарят вас за помощь.

– Чему учились на уроке?

– Встаньте те, кто доволен своей работой.

- Я желаю вам успехов в дальнейшей учебе. А в память об уроке примите новогодние закладки. Приложение №7

Приложение №8

Игры (Приложение .zip архив)