II. Цель: Дать представление о пермском зверином стиле и научить использовать эти знания в рисунках.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о понятиях анимизм, фетишизм, тотемизм, пермский звериный стиль.
Развивающие:
- развивать интерес учащихся к культуре народа коми;
- развивать мотивацию у учащихся к изученному материалу и передачи знаний сверстникам;
- формирование художественного вкуса учащихся;
- совершенствовать навыки работы в граттаже.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать интерес к истории родного края;
- воспитывать внимательность и аккуратность при работе с изобразительными средствами.
Стимулирующие:
- стимулировать учащихся к изучению истории родного края и гордости за выполненную работу.
Самообразовательные:
- побудить к поиску новой информации по данной теме урока в музее, в библиотеке, в Центре Национальных культур.
III. Методы и методические приёмы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
IV. Оборудование:
Для учителя:
Зрительный ряд:
- тема урока (написанная на ватмане);
- иллюстрация святилища древних коми;
- таблица с изображениями пермского звериного стиля;
- классная доска, на которой натянута леска в 4 ряда;
- таблички с надписями: анимизм, фетишизм, тотемизм.
Для учащихся:
- листы, приготовленные для граттажа (бумага, натёртая воском и покрытая тушью или гуашью);
- альбомный лист; карандаш, ластик; пёрышко (или другой острый предмет: толстая игла, зубочистка…) для выцарапывания граттажа.
Литературный ряд: эпиграф к уроку с высказыванием А.И. Леоновой.
V. Форма организации учебно-воспитательного процесса:
Вводный урок по теме: Декоративно-прикладное творчество Республики Коми.
VI. План урока:
- Организационный момент
- Подготовка к восприятию новой темы
- Объяснение нового материала
- Самостоятельная работа учащихся
- Итог урока
VII. План изучения нового материала:
- Объявление темы
- Беседа
- Демонстрация таблицы пермского звериного стиля с изображением вотивных знаков
- Вопрос к учащимся: Что такое зооморфные и антропоморфные мотивы?
- Беседа
- Демонстрация таблицы пермского звериного стиля с изображением наверший; чашей; ложек; кресал; пряжек; крючков; гребней; подвесок; пронизок.
- Вопрос к учащимся: Давайте представим, а какой тотемный знак мог быть у вашего рода?
- Постановка цели выполнения задания
- Самостоятельная работа учащихся
VIII. Оформление классной доски (схематично)
IX. Ход урока
X. Литература:
Для учителя:
- Историко-культурный атлас Республики Коми: Издательский дом «Дрофа» и «ДиК» М 1997.
- Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Изд. Наука. М 1980.
- Традиционная культура народа коми: этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
- Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник / Сост. Н.Д. Конаков. – Сыктывкар: Коми книжное издательство,1993.