Урок информатики по теме: "Использование абсолютной и относительной адресации. Сортировка данных"

Разделы: Информатика


Цель урока: отработать умения использования абсолютной и относительной адресации и сортировки данных ЭТ при решении задач практического характера.

Задачи:

  1. Обучающие:
    - реализовать ЗУН решения задач с использованием ЭТ;
    - рассмотреть применение принципов абсолютной и относительной адресации при решении задач с использованием ЭТ;
    - применение сортировки данных при определении минимальных и максимальных значений; использование статистических функций при расчетах;
    - научить анализировать результаты вычислений, полученных при решении задач с использованием ЭТ;
  2. Воспитательные:
    - воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
    - воспитывать ответственность за выполненную работу;
    - воспитывать самостоятельность в работе;
  3. Развивающие:
    - развивать логическое мышление учащихся;
    - развивать навыки анализа, синтеза;
    - формировать навыки само- и взаимопомощи.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение теории.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ практической работы.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент.

Объявление темы, целей и плана урока. Постановка задач перед учащимися.

В жизни каждому человеку приходится выполнять те или иные вычисления, и представлять их в определенной форме. И, как показывает практика, большинство таких расчетов представляется в виде таблиц (учет продажи; счета; квитанции на оплату: свет, газ, и т.д., расчетный лист по зарплате и т.д.). В таких таблицах происходят изменения одних величин, которые приводят к изменению других. И человеку приходится каждый раз пересчитывать.

Но, как мы знаем, основным назначением ЭТ являются: табличные расчеты на компьютере, и основное свойство ЭТ состоит в том, что изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих адрес этой ячейки. Получается, что при решении практических задач, связанных с табличными вычислениями, человеку помогают ЭТ.

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим решение одной из таких практических задач.

Повторение теории.

  • Что такое ЭТ?
  • Как называется прикладное программное обеспечение для работы с ЭТ?
  • Наименьший структурный элемент таблицы.
  • Из чего состоит адрес ячейки?
  • Какая информация заносится в ячейки ЭТ?
  • Правила записи формул.
  • Что такое диапазон таблицы? Как обозначают диапазоны?
  • Какие вычисления можно выполнять над диапазонами?
  • В чем состоит принцип относительной адресации?
  • В чем состоит режим абсолютной адресации?

Проверка практического домашнего задания.

Сколько клеток ЭТ включают в себя следующие диапазоны: а) А2:В10; б) С13:Е20; в) Z100:АВ109?

Дана таблица:

  A B C
1 5 10 18
2 =A1+6    
3 =B2*A2    
4      

Какие формулы будут записаны в клетки А4, В2, В3, В4, С2, если в клетки В2 и В3 скопировано содержимое клетки А2, а в клетки А4, В4 и С2 – содержимое клетки А3?

После копирования клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+С1 и =А2+В2 соответственно. Что было занесено в Клетке А2?

Записать приведенные ниже выражения с помощью функции суммирования:

  • а) А5+А6+А7+В5+В6+В7 =
  • б) C4+C5+D4+D5+E4+E5+F4+F5 =

Решение:

1.

. а) A2:B10 2*9=18 клеток
б) С13:Е20 3*8=24 клетки
в) Z100:АВ109 3*10=30 клеток

2.

  A B C
1 5 10 18
2 =A1+6 =B1+6 =D1*C1
3 =B2*A2 =B2+6  
4 =B3*A3 =C3*B3  

3.

  A B
1    
2 =A1+B1 =B1+C1
3 =A2+B2  

4. а) А5+А6+А7+В5+В6+В7 = СУММ(А5:В7)

    б) C4+C5+D4+D5+E4+E5+F4+F5 = СУММ(С4:F5)

Практическая работа.

Постановка задачи перед учащимися: мы решили открыть гостиницу и хотим купить все необходимое: холодильники, пылесосы, газовые плиты, телевизоры, стиральные машины, посудомоечные машины, микроволновки (смотри Приложение). Расчет стоимости необходимо провести в рублях и долларах.

Нам нужно подсчитать: общую цену при покупки единицы каждого товара, общую стоимость всего товара. Найти минимальную и максимальную: цену единицы товара, стоимость всего товара. Результаты вычислений представить в следующей таблице.

  A B C D E
1 Расчет затрат на открытие гостиницы "Турист"
2 Название товара Кол-во товара Цена ед. товара (руб) Стоимость товара в рублях Стоимость товара в долларах
3 Холодильник 24 15624    
4 Пылесос 45 1250    
5 Газ. плита 30 7792    
6 Телевизор 20 6665    
7 Стирал. машина 20 9651    
8 Посуд-ая машина 31 6149    
9 Микроволновка 15 9610    
10 ИТОГО Всего товара: Общая цена: Общая стоимость в руб: Общая стоимость в дол:
11        
12 Минимальная цена, стоимость:      
13 Максимальная цена, стоимость:      
           
        Курс доллара: 30

Обсуждаем с учащимися как будем производить расчеты.

Столбцы D и E и остальные пустые клетки заполняем по формулам.

Школьники самостоятельно заполняют таблицу.

Итак, выполнив расчеты, с помощью ЭТ мы определили: общее количество товара, общую цену и стоимость; определили минимальную и максимальную цену, стоимость.

Вы нашли минимальное и максимальное значения используя статистические функции. А как еще можно найти максимальные и минимальные значения?

Ответ учеников: используя сортировку данных.

Производим с учениками сортировку данных и сравниваем полученные результаты.

Анализ практической работы.

Какие результаты вы получили?

  1. Используя относительную и абсолютную адресации мы легко и быстро нашли общую цену и стоимость товара.
  2. Нашли минимальную и максимальную цену и стоимость. Исходя из этого мы можем подобрать такое количество товара, что бы общая стоимость была подходящей для нас.
  3. Если изменится стоимость какого-либо товара, количество товара или курс доллара, то произойдет автоматический пересчет в других ячейках таблицы.

Домашнее задание.

Параграфы 31-33 (Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И. Г. Семакин и др.).

Домашнее задание № 4.

Используя набор данных “Затраты на посадку”, составьте таблицу и выясните количество материальных затрат на самую дорогую и самую дешевую культуру, минимальные затраты на удобрения, максимальные затраты на горючее, средние затраты на оплату труда.

Домашнее задание № 4.

Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.

Отплата труда при посадке крыжовника – 167 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки земляники – 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины – 585 руб. Горючее, ядохимиката, гербициды при посадке черной смородины – 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники – 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины – 150 руб. Удобрения при посадке малины – 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника – 555 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки малины – 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника – 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники – 584 руб. Оплата труда при посадке малины – 235 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки крыжовника – 92 руб. Удобрения при посадке земляники – 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины – 260 руб. Посадочный материал при посадке малины – 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники – 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника – 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины – 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины – 474 руб.

Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.

  • Реализовали ли вы знания, умения и навыки решения задач с помощью ЭТ? Ответы учащихся.
  • Каким образом? Ответы учащихся.

 Приложение

  A B C D E
1 Расчет затрат на открытие гостиницы
2 Название товара Кол-во товара Цена ед товара (руб) Стоимость товара в рублях Стоимость товара в долларах
3 Холодильник 24 15624    
4 Пылесос 45 1250    
5 Газ плита 30 7792    
6 Телевизор 20 6665    
7 Стирал машина 20 9651    
8 Посуд-ая машина 31 6149    
9 Микроволновка 15 9610    
10 ИТОГО Всего товара: Общая цена: Общая стоимость в руб: Общая стоимость в дол:
11        
12 Минимальная цена, стоимость:      
13 Максимальная цена, стоимость:      
14          
15       Курс доллара: 30