Цель урока: отработать умения использования абсолютной и относительной адресации и сортировки данных ЭТ при решении задач практического характера.
Задачи:
- Обучающие:
- реализовать ЗУН решения задач с использованием ЭТ;
- рассмотреть применение принципов абсолютной и относительной адресации при решении задач с использованием ЭТ;
- применение сортировки данных при определении минимальных и максимальных значений; использование статистических функций при расчетах;
- научить анализировать результаты вычислений, полученных при решении задач с использованием ЭТ; - Воспитательные:
- воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;
- воспитывать ответственность за выполненную работу;
- воспитывать самостоятельность в работе; - Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся;
- развивать навыки анализа, синтеза;
- формировать навыки само- и взаимопомощи.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение теории.
- Практическая работа.
- Анализ практической работы.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент.
Объявление темы, целей и плана урока. Постановка задач перед учащимися.
В жизни каждому человеку приходится выполнять те или иные вычисления, и представлять их в определенной форме. И, как показывает практика, большинство таких расчетов представляется в виде таблиц (учет продажи; счета; квитанции на оплату: свет, газ, и т.д., расчетный лист по зарплате и т.д.). В таких таблицах происходят изменения одних величин, которые приводят к изменению других. И человеку приходится каждый раз пересчитывать.
Но, как мы знаем, основным назначением ЭТ являются: табличные расчеты на компьютере, и основное свойство ЭТ состоит в том, что изменение числового значения в ячейке приводит к мгновенному пересчету формул, содержащих адрес этой ячейки. Получается, что при решении практических задач, связанных с табличными вычислениями, человеку помогают ЭТ.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим решение одной из таких практических задач.
Повторение теории.
- Что такое ЭТ?
- Как называется прикладное программное обеспечение для работы с ЭТ?
- Наименьший структурный элемент таблицы.
- Из чего состоит адрес ячейки?
- Какая информация заносится в ячейки ЭТ?
- Правила записи формул.
- Что такое диапазон таблицы? Как обозначают диапазоны?
- Какие вычисления можно выполнять над диапазонами?
- В чем состоит принцип относительной адресации?
- В чем состоит режим абсолютной адресации?
Проверка практического домашнего задания.
Сколько клеток ЭТ включают в себя следующие диапазоны: а) А2:В10; б) С13:Е20; в) Z100:АВ109?
Дана таблица:
A | B | C | |
1 | 5 | 10 | 18 |
2 | =A1+6 | ||
3 | =B2*A2 | ||
4 |
Какие формулы будут записаны в клетки А4, В2, В3, В4, С2, если в клетки В2 и В3 скопировано содержимое клетки А2, а в клетки А4, В4 и С2 – содержимое клетки А3?
После копирования клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы =В1+С1 и =А2+В2 соответственно. Что было занесено в Клетке А2?
Записать приведенные ниже выражения с помощью функции суммирования:
- а) А5+А6+А7+В5+В6+В7 =
- б) C4+C5+D4+D5+E4+E5+F4+F5 =
Решение:
1.
. а) A2:B10 | 2*9=18 клеток |
б) С13:Е20 | 3*8=24 клетки |
в) Z100:АВ109 | 3*10=30 клеток |
2.
A | B | C | |
1 | 5 | 10 | 18 |
2 | =A1+6 | =B1+6 | =D1*C1 |
3 | =B2*A2 | =B2+6 | |
4 | =B3*A3 | =C3*B3 |
3.
A | B | |
1 | ||
2 | =A1+B1 | =B1+C1 |
3 | =A2+B2 |
4. а) А5+А6+А7+В5+В6+В7 = СУММ(А5:В7)
б) C4+C5+D4+D5+E4+E5+F4+F5 = СУММ(С4:F5)
Практическая работа.
Постановка задачи перед учащимися: мы решили открыть гостиницу и хотим купить все необходимое: холодильники, пылесосы, газовые плиты, телевизоры, стиральные машины, посудомоечные машины, микроволновки (смотри Приложение). Расчет стоимости необходимо провести в рублях и долларах.
Нам нужно подсчитать: общую цену при покупки единицы каждого товара, общую стоимость всего товара. Найти минимальную и максимальную: цену единицы товара, стоимость всего товара. Результаты вычислений представить в следующей таблице.
A | B | C | D | E | |
1 | Расчет затрат на открытие гостиницы "Турист" | ||||
2 | Название товара | Кол-во товара | Цена ед. товара (руб) | Стоимость товара в рублях | Стоимость товара в долларах |
3 | Холодильник | 24 | 15624 | ||
4 | Пылесос | 45 | 1250 | ||
5 | Газ. плита | 30 | 7792 | ||
6 | Телевизор | 20 | 6665 | ||
7 | Стирал. машина | 20 | 9651 | ||
8 | Посуд-ая машина | 31 | 6149 | ||
9 | Микроволновка | 15 | 9610 | ||
10 | ИТОГО | Всего товара: | Общая цена: | Общая стоимость в руб: | Общая стоимость в дол: |
11 | |||||
12 | Минимальная цена, стоимость: | ||||
13 | Максимальная цена, стоимость: | ||||
Курс доллара: | 30 |
Обсуждаем с учащимися как будем производить расчеты.
Столбцы D и E и остальные пустые клетки заполняем по формулам.
Школьники самостоятельно заполняют таблицу.
Итак, выполнив расчеты, с помощью ЭТ мы определили: общее количество товара, общую цену и стоимость; определили минимальную и максимальную цену, стоимость.
Вы нашли минимальное и максимальное значения используя статистические функции. А как еще можно найти максимальные и минимальные значения?
Ответ учеников: используя сортировку данных.
Производим с учениками сортировку данных и сравниваем полученные результаты.
Анализ практической работы.
Какие результаты вы получили?
- Используя относительную и абсолютную адресации мы легко и быстро нашли общую цену и стоимость товара.
- Нашли минимальную и максимальную цену и стоимость. Исходя из этого мы можем подобрать такое количество товара, что бы общая стоимость была подходящей для нас.
- Если изменится стоимость какого-либо товара, количество товара или курс доллара, то произойдет автоматический пересчет в других ячейках таблицы.
Домашнее задание.
Параграфы 31-33 (Информатика. Базовый курс. 7-9 классы/И. Г. Семакин и др.).
Домашнее задание № 4.
Используя набор данных “Затраты на посадку”, составьте таблицу и выясните количество материальных затрат на самую дорогую и самую дешевую культуру, минимальные затраты на удобрения, максимальные затраты на горючее, средние затраты на оплату труда.
Домашнее задание № 4.
Затраты на посадку 1 га садов и ягодников в центральных областях России в 1980 г.
Отплата труда при посадке крыжовника – 167 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки земляники – 115 руб. Удобрения при посадке черной смородины – 585 руб. Горючее, ядохимиката, гербициды при посадке черной смородины – 90 руб. Посадочный материал при посадке земляники – 1750 руб. Оплата труда при посадке черной смородины – 150 руб. Удобрения при посадке малины – 532 руб. Удобрения при посадке крыжовника – 555 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки малины – 89 руб. Посадочный материал при посадке крыжовника – 594 руб. Прочие расходы при посадке земляники – 584 руб. Оплата труда при посадке малины – 235 руб. Горючее, ядохимикаты, гербициды для посадки крыжовника – 92 руб. Удобрения при посадке земляники – 313 руб. Прочие расходы при посадке черной смородины – 260 руб. Посадочный материал при посадке малины – 1200 руб. Оплата труда при посадке земляники – 316 руб. Прочие расходы при посадке крыжовника – 388 руб. Посадочный материал при посадке черной смородины – 1100 руб. Прочие расходы при посадке малины – 474 руб.
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование абсолютной и относительной адресации при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении вычислительных задач экономит наше время при расчетах, и форма представления результатов удобна для восприятия.
- Реализовали ли вы знания, умения и навыки решения задач с помощью ЭТ? Ответы учащихся.
- Каким образом? Ответы учащихся.
Приложение
A | B | C | D | E | |
1 | Расчет затрат на открытие гостиницы | ||||
2 | Название товара | Кол-во товара | Цена ед товара (руб) | Стоимость товара в рублях | Стоимость товара в долларах |
3 | Холодильник | 24 | 15624 | ||
4 | Пылесос | 45 | 1250 | ||
5 | Газ плита | 30 | 7792 | ||
6 | Телевизор | 20 | 6665 | ||
7 | Стирал машина | 20 | 9651 | ||
8 | Посуд-ая машина | 31 | 6149 | ||
9 | Микроволновка | 15 | 9610 | ||
10 | ИТОГО | Всего товара: | Общая цена: | Общая стоимость в руб: | Общая стоимость в дол: |
11 | |||||
12 | Минимальная цена, стоимость: | ||||
13 | Максимальная цена, стоимость: | ||||
14 | |||||
15 | Курс доллара: | 30 |