Цели урока: отработать навык решения задач, применяя свойства площадей;
развитие математического и общего кругозора, мышления, внимания и памяти;
воспитание интереса к математике и ее приложениям, активности, общей культуре.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Проверка домашнего задания.
Учащиеся на переменах проверяют домашнюю работу самостоятельно, а на уроке, ответственный отчитывается о проверке.
Подготовка к усвоению знаний.
Тема урока;
Цели урока.
Устная работа.
Устный счет ( 2 мин). По вариантам. Взаимопроверка. Оценки выборочно.
I Вариант | II Вариант |
8 * 4 20 * 7 170 + 280 | 54 : 6 23 + 47 400 + 800 |
+ 48 - 50 : 50 | + 34 : 7 : 20 |
: 2 : 5 * 3 | * 2 * 16 * 8 |
* 2 + 33 - 25 | - 56 - 90 - 150 |
Выполнение упражнений.
Что называется площадью прямоугольника?
Отвечая на следующие вопросы, мы попробуем отгадать слово, зашифрованное в кроссворде.
- Формула – это правило, записанное с помощью …. (буква)
- В каких единицах измеряется площадь? (квадратные)
- В каких единицах измеряется периметр? (линейные)
- Площадь какой фигуры вычисляется по формуле S = а2 ? (квадрат)
- Фигуры, совпадающие при наложении, называются …. (равные)
- Фигуры, имеющие равные площади, называются …. (равновеликие)
Озеро Байкал.
Озеру 25 млн лет и образовалось оно в результате землетрясения. Содержит 20% мировых запасов пресной воды. Единственное море-озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1 мм – эпишура.
На Байкале 22 скалистых острова. Самым большим по величине является остров Ольхон.
Задача. Протяженность острова Ольхон 68 * 13 верст. Сколько это в квадратных километрах, если 1 верста = 1 км 60 м?
Если говорить более точно, то площадь острова Ольхон 730 км2.
Работа в парах по карточкам. Заполнить пропуски.
длина | 12 см | 20 м | 60 см | ||
ширина | 5 см | 5 дм | |||
периметр | 20 дм | 28 м | |||
площадь | 100 м2 | 8 м2 | 49 м2 |
Проверить.
Кто все правильно сделал? Кто допустил одну ошибку? Две ошибки?
Поставьте оценку на полях в тетради.
Как вычислить площадь всей фигуры?
Работа по карточкам. Записать формулу для вычисления площади всей фигуры. Рассмотреть все возможные варианты. (макеты фигур на доске)
S = а в + т(п – в);
разобрать с
п с S = тп – вс; учителем
S =ап + с(т – а)
на доске
Одну формулу записать на доске, остальные дома.
Формулы записать дома.
Математическое лото. Перевод единиц площадей. Перевернутые карточки образуют стихотворение Софьи Васильевны Ковалевской – первой русской женщины-математика.
Работа в парах.
1) 4 м2 = дм2 | 2) 300 дм2 = м2 | 3) 700 м2 = а |
8 м2 = дм2 | 6 а = м2 | 2 га = а |
3 а = дм2 | 14 а = м2 | 1500 м2 = а |
4) 1 а = дм2 | 5) 3 а 20 м2 = м2 | 6) 4000 м2 = а |
300 см2 = дм2 | 2 га = м2 | 15 га 200 м2 = а |
300 а = дм2 | 1 км2 = м2 | 2 км2 = а |
7) 4 га = м2 | 8) 1 га = м2 | 9) 1 га 600 м2 = а |
15000 дм2 = м2 | 15 а = м2 | 1200 м2 = а |
350000 см2 = м2 | 6 а 8 м2 = м2 | 53 га = а |
10) 7 а 50 м2 = м2 | 11) 6а 80 м2 = м2 | 12) 150 га = а |
400 дм2 = м2 | 500 дм2 = м2 | 10000дм2 = а |
2 км2 = м2 | 12 га = м2 | 43 км2 = а |
ПРИШЛОСЬ ЛИ?
Пришлось ли раз вам безучастно | |
Бесцельно средь толпы гулять | |
И вдруг какой-то песни страстной | |
Случайно звуки услыхать? | (читает учитель) |
На вас нежданною волною | Спешили вы привычным слухом |
Пахнула память прошлых лет | Напев знакомый уловить, |
И что-то милое, родное | Хотелось вам за каждым звуком, |
В душе откликнулось в ответ. | За каждым словом уследить. |
Казалось вам, что эти звуки | Внезапно песня замолчала |
Вы в детстве слышали не раз, | И голос замер без следа |
Так много счастья, неги, муки | И без конца и без начала |
В них вспомнилось для вас. | Осталась песня навсегда. |
6. Домашнее задание. На листочках с фигурами дописать формулы площадей.
Попробовать сочинить стихотворение о математике.
7. Подведение итогов. Что выполнили на уроке? Что узнали нового?
В тетрадь можно записать новые слова, с которыми вы познакомились на уроке.