Проект: "Тайны золотого сечения"

Разделы: Математика, МХК и ИЗО


Цель: Развитие кругозора и познавательного интереса учащихся через исследование разных источников информации по одной теме.

Задачи:

  1. Систематизация знаний по теме и их адаптация к изучению проблемы.
  2. Развитие воображения и творческого мышления.
  3. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  4. Развитие навыков сотрудничества.

Этапы проекта.

“Погружение” в проблему.

Интерес к данной теме у ребят возник после прочтения книги Д. Брауна “Код да Винчи” (далее в скобках обозначены номера страниц из книги, которые зачитываются по ходу их возникновения).

Организация деятельности.

На этом этапе участники проекта определяют:

  • Ключевые моменты (с математической точки зрения) книги.
  • Основные математические понятия, описанные в книге.
  • Понятия, сопутствующие теме золотого сечения.
  • Исторические факты, связанные с золотым сечением.
  • Составляют план работы, распределяют обязанности.

Осуществление деятельности.

Математика.

Участники подробно изучают понятие “золотое сечение”:

  • Определение, математическая интерпретация.
  • Историческая справка о возникновении понятия и чисел “фи” (с примерами: пентаграмма, Парфенон… (стр. 49 из книги Брауна).
  • Определение и построение “золотого треугольника”.

В природе (стр. 114-115).

  • Поиск закономерностей золотого сечения в природе.
  • Заготовка чертежей и рисунков.

Золотое сечение и человек.

Исследование пропорций человеческого тела:

  • Теоретическое (с использованием научных исследований Цейзинга). Пропорции золотого сечения проявляются в отношении тела точкой пупа и нижней точки кисти (в расслабленном состоянии), кисти и пальцев, лица линией брови и линией губы… К 21 году пропорции колеблются в пределах отношения 13:8=1, 625 или 5:8=0,625.
  • Практическое (проверка этих данных на нескольких учащихся разного возраста).

Золотое сечение в живописи (стр. 117).

  • - Обзор литературы, поиск примеров в искусстве
  • - Жизнь и творчество Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (стр. 59, 116) , Тайная вечерия…
  • - “Джоконда” и золотое сечение (стр. 145).

Презентация результатов.

Участники проекта знакомят с работой всех желающих (приглашаются учителя, учащиеся 8-11-х классов). Приготовленные наглядные материалы заранее распределяются на доске по плану рассказа. Участники проекта знакомят с целью работы, этапами, рассказывают о своих исследованиях, обращаясь к наглядным материалам и цитатам из книги Брауна. По окончании рассказа отвечают на вопросы слушателей.

План мероприятия (презентации)

“Тайны золотого сечения”

“Золотое сечение”:

  • - математическое определение
  • - числа “фи”
  • - золотой треугольник
  • - история золотого сечения

Золотое сечение в природе.

Пропорция человеческого тела (золотое сечение и человек).

Золотое сечение в живописи:

  • - обзор примеров
  • - Леонардо да Винчи:
  • - жизнь и творчество
  • - тайна “Джоконды”

Заключение.

Наглядный материал:

Чертежи:

  • - Отрезок в золотом сечении
  • - Золотой треугольник
  • - Пентаграмма

Рисунки:

  • - Цикорий
  • - Ящерица
  • - Золотые пропорции в частях тела человека
  • - Копия “Джоконды” в золотом треугольнике
  • - Парфенон и число “фи”
  • - Спираль Архимеда

Репродукция “Джоконды”

Репродукция “Тайная вечерия”

Список литературы:

  1. А.В. Волошинов Пифагор.- М: Просвещение, 1993 г.
  2. Г.И. Глейзер История математики в школе VII-VIII кл. Пособие для учителей.- М: Просвещение, 1982 г.
  3. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика /Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 1999. – 688 с.
  4. Леонардо да Винчи: жизнь, творчество, произведения. ИДДК, DISC-0521, ООО “Бизнессофт”, Россия, 2004.
  5. www.abc-people.com