Разработка урока по теме: "Скелет – опора организма". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Урок 1

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала

Форма урока: комбинированная

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся со значением и строением скелета, типами скелетов, их особенностями.

Развивающая: продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицей, схемами, анализируя их, делая выводы.

Воспитательная: используя уже известные детям сведения, а так же полученные на уроке, сформулировать правила гигиены опорно-двигательной системы, привить навыки работы в группе, чувство коллективизма.

Оборудование: муляжи костей, таблицы “Строение скелета”, “Строение костей”, учебники, рабочие тетради, комнатные растения.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний учащихся по теме “Выделение” (обобщение знаний, карточки взаимопроверки).
  3. Изучение нового материала.

Введение в тему – мотивация

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим об опорно-двигательной системе, основу которой составляет скелет.

Что такое скелет? Давайте вместе с вами выясним (запись на доске), какое значение имеет скелет? Какие бывают типы скелетов? Что создает прочность костей? Все ли животные имеют скелет? Есть ли скелет у растений? Чтобы найти ответы на поставленные вопросы, вы будете работать с “маршрутками” в рабочей тетради и обычной тетрадке.

Итак, начинаем учиться.

Работа с “маршрутками”

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по их выполнению
I Цель урока: получить представление о строении и значении скелета, о типах скелетов. Внимательно прочитай цель урока
II 1. Прочитав текст на стр.92,93 учебника Н.И.Сонина “Живой организм”, ответь на вопросы:
  • Какое значение имеет скелет?
  • Какие бывают типы скелетов?
  • Имеют ли растения опору? Какую?

2. Рассмотри рисунки в рабочей тетради и выполни задание, используя учебник.

3. Заполни таблицу:

Тип скелета Место его нахождения Примеры
     

4. Обсудите результаты работы.

Обсуди в группе и работай в р.т. № 70,73 (индивидуально)

Работай в р.т. № 71 (индивидуально) (приложение)

 

Работай в обычной тетради.

 

 

 

 

Вместе с классом.

III Выполните лабораторную работу “Свойства кости” в р.т. стр.29 Работай в группе. Оформи работу в рабочей тетради стр.29 (приложение). Работу проверит учитель
IV Подведение итогов урока.
  1. Прочитайте цель урока
  2. Прочитайте задачи урока записанные на доске. Решили ли вы их?
  3. Что нового вы узнали на уроке?
  4. Оцените свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”.
Работайте вместе с классом.

 

 

Подчеркните соответствующее слово.

V Выберите домашнее задание:
  1. Если ты выполнил все задания урока без ошибок, то вот твое домашнее задание: зарисуй животных, которые имеют разные типы скелетов.
  2. Если ты иногда ошибался – повтори §15 учебника Н.И.Сонина “Живой организм” и выполни работу с рисунками.
  3. Если работа на уроке у тебя не получилась – еще раз проработай материал §15 и ответь (устно) на вопросы стр.97
Индивидуально

В тетради

 

За помощью обращайся к учителю.

  Карточки для взаимопроверки

Выбери правильные суждения:

  1. Растения и грибы не имеют выделительных систем.
  2. Почки – органы выделения червя.
  3. Сократительная вакуоль – орган выделения амебы.
  4. У насекомых органы выделения – это выделительные трубочки.
  5. Все живые организмы имеют выделительные системы.

Карточки для взаимопроверки

Выбери правильные суждения:

  1. Выделительная система позвоночных состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря.
  2. Выделительная система амебы – это нефридии.
  3. В листьях накапливаются вредные вещества, поэтому осенью деревья их сбрасывают.
  4. В клетках старых грибов накапливаются вредные вещества.
  5. Сократительные вакуоли – это орган выделения дождевого червя.

Урок 2

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированная.

Задачи урока:

Образовательная: продолжить работу по изучению типов скелета, их особенностей, познакомить учащихся с понятиями: линька, связки, сухожилия.

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы с учебником, таблицами, схемами.

Воспитательная: продолжить формулировать правила гигиены опорно-двигательной системы, воспитывать потребность в бережном отношении к живой природе.

Оборудование: муляжи костей, натуральные объекты (раковины моллюсков, скелет краба, рака, насекомые и др.), таблицы “Строение скелета”, “Строение костей”, учебник Н.И. Сонина “Живой организм” 6 кл., рабочая тетрадь к учебнику, комнатные растения.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Повторение материала по теме “Скелет – опора организма” (урок 1).
  3. Продолжить изучение темы “Скелет”.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Работа с “маршрутками”

Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по их выполнению
I Цель урока: продолжить изучение строения скелета различных животных; отделы скелета; познакомить учащихся с понятиями линька, связки, сухожилия. Внимательно прочитай цель урока.
II Актуализация опорных знаний (повторение материала, усвоенного на прошлом уроке) – самопроверка.

I. Выбери правильные утверждения.

  1. Все живые организмы имеют внутренний скелет.
  2. Некоторые простейшие имеют наружный скелет.
  3. Скелет выполняет опорную и защитную функции, а также служит местом прикрепления внутренних органов.
  4. Членистоногие имеют внутренний скелет.
  5. Раковины моллюсков – это наружный скелет.
  6. У позвоночных внутренний скелет.
  7. У растений скелет отсутствует.

II. Проверьте и оцените свою работу.

Критерии оценки:

“5” - нет ошибок
“4” - 1,2 ошибки
“3” - 3 ошибки
“2” - более 3-4-х ошибок

 

 

 

Самостоятельно в тетради.

Запишите в тетрадь номера правильных утверждений.

 

 

Ответы у учителя.

III Изучение нового материала.

1. Внимательно рассмотри таблицы, рисунки, лежащие на столе и в учебнике стр. 92,95. Ответьте на вопросы и выполните задания в рабочей тетради.

  1. Что такое сухожилия, связки?
  2. Что такое линька? Как она протекает у членистоногих?
  3. Какие отделы имеет скелет позвоночных?

2. Обсудите результаты работы.

Обсуждая работай в паре.

Работай в р.т. стр.30 (индивидуально) № 76

Р.т. № 74.

Р.т. № 72

Вместе с классом.

Сдайте тетрадь на проверку учителю.

IV Подведение итогов урока.
  1. Цифровой диктант. (выслушай определения, прочитанные учителем и запиши цифры, соответствующие правильным терминам).
  2. Сравни свои ответы с ответами на доске.
Работайте индивидуально в тетрадях, записав необходимые цифры, которыми на доске закодированы определения
( термины).
V Выберите домашнее задание.
  1. Если вы выполнили все задания урока без ошибок, то задание творческое: составить кроссворд (10-12 слов) по теме “скелет”
  2. Если вы иногда ошибались – повторите материал §15 и записи в тетради.
  3. Если работа на уроке не получилась – проработайте еще раз материал “маршрутки” и §15.
 

 

 

 

За помощью обращайтесь к учителю.