Цели:
- Закрепить навыки решения задач: расчетных, качественных и экспериментальных;
- Научить применять знания в новой ситуации, правильно объясняя происходящие физические явления;
- Продолжить формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.
Структура:
- Правила игры
- Соревнование
- Итоги
Тип урока: урок-игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (MS Power Point), карточки, маркеры, жетоны, призы.
Содержание
Правила игры
На уроке организуется соревнование между учащимися. Игру рекомендуется проводить для учащихся 8-х классов после изучения темы “Электрические явления”. Класс разбивается на 5-6 команд, где каждая выбирает капитана.
Соревнование
Вступительное слово учителя:
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды - там и тут,
В любом атоме “живут”.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обращено,
Всех проводов “величество”
Зовется …(электричество)
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность, как работу за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителей найдем!
1.Разминка “Кто это?”
Каждая группа получает портрет ученого. Учащиеся должны узнать его и кратко рассказать о нем.
<Рисунок1> <Рисунок2> <Рисунок3> <Рисунок4> <Рисунок5> <Рисунок6>
(Ампер) (Вольт) (Джоуль) (Ленц) (Ом) (Кулон)
2.Конкурс “ДА-НЕТка”
Выбирается по одному представителю от команды. Каждый получает карточку с физическим понятием:
- Электроны
- Площадь поперечного сечения
- Амперметр
- Напряжение
- Сопротивление
- Мощность
Команда должна угадать понятие, задавая вопросы своему товарищу, на которые он может ответить “Да” или “Нет”.
3.Конкурс “Ошибочка”
Каждая команда получает карточку с определением, в котором есть ошибка. Их задача найти ошибку и дать правильный ответ:
- электрическим током называется упорядоченное движение нейтральных частиц.
- сила тока равна отношению электрона, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.
- количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, напряжения и времени.
- напряжение на концах участка прямо пропорционально силе тока и обратно пропорционально сопротивлению проводника.
- удельное сопротивление проводника прямо пропорционально длине проводника, его сопротивлению и обратно пропорционально площади поперечного сечения.
- напряжение показывает, какую работу совершает электрический ток при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.
4.Конкурс “Задачка”
Команда получает задачу, которую необходимо решить:
- можно ли использовать одинаковые лампы, рассчитанные на напряжение 110В, в сети с напряжением 220В? Как?
- общее сопротивление пяти одинаковых потребителей электроэнергии, соединенных последовательно, равно 150 Ом. Каково сопротивление каждого потребителя?
- сколько одинаковых резисторов было соединено последовательно, если каждый из них имеет сопротивление 100 Ом, а их общее сопротивление 700 Ом?
- сколько электрических лампочек нужно взять для изготовления елочной гирлянды, чтобы ее можно было включать в городскую осветительную сеть с напряжением 220В, если каждая лампа имеет сопротивление 23 Ом и рассчитана на силу тока 0,28 А?
- сколько ламп с одинаковым сопротивлением надо соединить последовательно для изготовления елочной гирлянды, если каждая лампа рассчитана на напряжение 6В и все они будут включены в сеть с напряжением 127?
- при монтаже схемы радиоприемника монтажник должен был иметь резистор сопротивлением 1200 Ом. В его распоряжении есть резисторы сопротивлением 100, 200, 300, 400, 500 и 600 Ом. Какие резисторы выбрать и как их соединить, чтобы получить необходимый для монтажа?
5. “Переменка”
В середине соревнования проводится “Переменка”, где учащиеся делают доклады:
- “Действие электрического тока на тело человека” (Приложение1)
- “Поражения током в быту и первая помощь пострадавшему” (Приложение2)
6.Конкурс “Электрические схемы”
Каждая команда получает карточку со схемой. Члены команды должны определить на каких приборах вольтметр измеряет напряжение.
<Рисунок7> <Рисунок8> <Рисунок9> <Рисунок10> <Рисунок11> <Рисунок12>
7.Конкурс “Азбука электротехники”
Команда получает изображение электрической цепи. Необходимо начертить электрическую схему.
<Рисунок13> <Рисунок14> <Рисунок15> <Рисунок16>
8.Конкурс “Люблю задачи я”Капитаны получают по расчетной задаче, которую должны сделать в течение 3-5 мин.
-сила тока в железном проводнике длиной 150мм и площадью поперечного сечения 0,02мм2 равна 250 мА. Каково напряжение на концах проводника?
-три сопротивления 40 Ом, 80 Ом и 20 Ом соединены один раз последовательно, а другой раз – параллельно. В каком случае сопротивление больше и во сколько раз?
-вычислите сопротивление участка цепи, если R1=120 Ом, R2=18 Ом, R3=27Ом, R4=9 Ом.
- спираль электрической плитки изготовлена из нихромовой проволоки длиной 13,75м и площадью поперечного сечения 0,1мм2 . Плитка рассчитана на напряжение 220В. Определите силу тока в спирали плитки.
- два проводника сопротивлением R1=2 Ом, R2=2 Ом соединены последовательно. Сила тока в цепи 1А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное напряжение всего участка цепи.
- в осветительную сеть комнаты включены две электрические лампы, сопротивления которых 200 и 300 Ом. Напряжение в сети 120В
Итоги соревнования
Подводятся итоги конкурсов, определяются победители.
Победителям вручаются призы.
Литература:
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс. Изд-во: ВАКО, М., 2004
- Ланина И.Я. "Не уроком единым. Развитие интереса к физике". Изд-во: Просвещение, М., 1991
- Лукашик В.И., Иванова Е.В."Сборник задач по физике 7-9 ". Изд-во: Просвещение, М., 2003
- Пёрышкин А.В."Физика-8". Изд-во: "Дрофа", М., 2002
- Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике 7-8", С-Пб, 1995
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе. Изд-во: Просвещение, М., 1990