Проблема профессионального роста педагогов и подходы к ее решению в ОУ (проект "Профессионал" Гимназии № 56)

Разделы: Администрирование школы


Гимназия № 56 является признанным лидером образовательного пространства Санкт-Петербурга, крупнейшим на Северо-западе образовательным комплексом. Мы видим свою миссию в предоставлении максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. Основным ориентиром деятельности Гимназии № 56 является создание конкурентоспособного ОУ, характеризующегося наиболее благоприятными, психологически комфортными, педагогически оправданными условиями получения доступного образования.

Для достижения этого результата в образовательном учреждении реализуется программа развития “Интенсификация и качество”, рассчитанная на период с 2005 по 2010 год. Эффективным способом решения программных задач мы считаем реализацию ряда проектов: “Технопарк” (создание современной информационно насыщенной образовательной среды), “Профиль” (отработка различных моделей предпрофильной и профильной подготовки учащихся), “Оптима” (создание во всех подразделениях комплекса единого образовательного пространства, эффективное использование современных технологий с целью достижения нового качества образования на всех этапах обучения), “Шире круг” (совершенствование форм и методов воспитательной работы и работы гимназического центра дополнительного образования), “PR” (формирование имиджа Гимназии 356 как образовательного учреждения высочайшей педагогической и ученической культуры, отвечающей высоким требованиям, предъявляемым к санкт-петербургской школе).

Особое место в ряду этих проектов занимает проект “Профессионал”.

Актуальность проекта “Профессионал” связана с определением и проработкой управленческих решений, способствующих становлению и развитию высокопрофессионального педагогического коллектива, который во многом обусловливает конкурентоспособность образовательного учреждения в целом. Актуальность работы связана также с расширением возможностей дополнительного педагогического образования учителей за счет интеграции “классического” постдипломного образования (на базе институтов постдипломного образования) и программ повышения квалификации, реализуемых в самом образовательном учреждении. Актуальность работы обусловлена и необходимостью повышения статуса педагога в современной ситуации, усиления мотивации и креативности профессиональной деятельности учителя.

Обеспечивают реализацию проекта “Профессионал” следующие службы и отделы Гимназии №56:

Служба сопровождения “Учитель” – обеспечивает непрерывное индивидуальное сопровождение педагогов образовательного учреждения; организует работу руководителей методических объединений; осуществляет мониторинг услуг дополнительного профессионального педагогического образования для организации повышения квалификации; обеспечивает организацию и проведение “профессиональных учеб” педагогических кадров на базе образовательного учреждения, общественно-педагогических акций, фестивалей и праздников педагогического успеха под руководством администрации Гимназии; организует совместно с институтами постдипломного образования и другими ОУ города и региона семинары на базе Гимназии № 56.

Служба педагогического аудита – обеспечивает проведение независимой экспертизы знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с нормативными требованиями и глубокий анализ результатов экспертизы; проводит индивидуальные консультации с учителями по результатам экспертизы, осуществляет помощь в решении возникающих проблем.

Отдел аттестации педагогических кадров – осуществляет сопровождение аттестуемых учителей, профессиональное консультирование по нормативно-правовым вопросам и процедуре аттестации, составляет рекомендации для аттестуемых учителей.

Редакционно-издательский отдел – осуществляет подготовку и издание печатной продукции, созданной на базе образовательного учреждения, выступает посредником между педагогами образовательного учреждения и издательствами, занимающимися публикациями работ, связанных с образованием.

В основе деятельности названных выше структурных подразделений лежат принципы СОПРОВОЖДЕНИЯ и УСПЕШНОСТИ (ориентации на успех).

СОПРОВОЖДЕНИЕ понимается нами как:

  • создание психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;
  • оказание педагогу всесторонней (педагогической, психологической, методической, правовой, социальной и др.) ненавязчивой помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы; привлечение специалистов разного профиля к оказанию помощи педагогу;
  • привлечение педагога к решению общезначимых задач развития Гимназии, реализации программ, проектов и т.д. на основе сотрудничества и педагогического сотворчества;
  • обеспечение разноплановой и как можно более объективной (в том числе – с привлечением независимых экспертов) экспертизы профессиональной деятельности педагога;
  • обеспечение условий профессионального роста с учетом адекватно оцененного уровня профессиональной компетентности, с одной стороны, и запросов, интересов, потребностей самого педагога, с другой стороны.

УСПЕШНОСТЬ (ориентация на успех) понимается нами как:

  • актуализация “сильных сторон” деятельности педагога и спокойное преодоление “проблемных ситуаций”, возникающих в профессиональной деятельности; анонимность разрешения “проблемных ситуаций” возникающих в профессиональной деятельности педагога, непубличный характер решения проблем и публичный характер представления достижений;
  • создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных “ситуаций успеха” для каждого педагога;
  • активное использование механизмов морального и материального поощрения педагогов, создание “праздников успеха”.

Основные направления деятельности службы сопровождения “Учитель”:

1) Индивидуальное сопровождение учителей осуществляется в формах:

  • создания и реализации программы индивидуального сопровождения учителя;
  • создания и помощи в реализации индивидуального образовательного маршрута профессиональной подготовки учителя:

Индивидуальный образовательный маршрут, или работа по личным планам, определяется в каждом конкретном случае исходя из целого ряда факторов (опыт работы учителя в школе, характер его образовательных запросов и интересов, уровень его профессиональной компетентности, конкретные достижения, сильные и слабые стороны). Этот маршрут может иметь как компенсаторный (т.е. восполнение “пробелов” в профессиональной подготовке), так и развивающий характер, может иметь теоретическую или практическую доминанту, реализовываться в рамках школы или вне ее. Принципиально важный компонент маршрута – “контрольные срезы” его прохождения, обеспечивающие оценку и самооценку успешности работы. В качестве “срезовых” выступают собеседования с руководителем образовательного учреждения или консультантом индивидуального самообразования педагога, ведение “дневника” образовательного маршрута, выступления на заседаниях педагогического совета и/или методического объединения учителей-предметников, проведение открытых уроков, “защита” методических или дидактических материалов, написание статьи в профессиональный журнал и др.;

  • систематического или однократного консультирования учителя по возникающим вопросам с привлечением специалистов (администрации, педагогов воспитательной службы, специалистов психолого-педагогического медико-социального центра, юристов и т.п.);
  • организованного посещения и глубоко анализа уроков;
  • содействия учителям, принимающим участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, акциях, проводимых на базе Гимназии № 56, в районе, городе, регионе и т.д.;
  • сопровождение учителя, работающего над методической темой (Приложение1);
  • организацию “обратной связи”: “учитель – руководители ОУ”.

“Обратная связь” рассматривается нами как значимое условие профессионального развития педагогов, планирования деятельности администрации и служб ОУ, корректировки этой деятельности. “Обратная связь” может осуществляться в следующих формах:

а) индивидуальное и групповое собеседование руководителей ОУ с педагогами, интервьюирование педагогов;

б) предоставление “свободного микрофона” педагогам на семинарах, круглых столах, конференциях, проводимых в ОУ;

в) анкетирование педагогов (“августовское” и “майское”, помогающие определить приоритеты будущей и прошедшей работы; по результатам проведения отдельных мероприятий с целью их анализа и оценки, по перспективным направлениям работы с молодыми специалистами и новыми учителями (Приложение2) и т.д.).

2) Мониторинг образовательных услуг.

Мониторинг образовательных услуг рассматривается нами как одна из важнейших составляющих проекта “Профессионал” и шире – деятельности руководителей образовательного учреждения. Мониторинг включает в себя:

  • изучение образовательных предложений ИПК,
  • изучение образовательных возможностей научно-методических центров, образовательных учреждений города и региона, готовых принять педагога на стажировку, а также образовательных возможностей учреждений, напрямую не связанных с системой постдипломного образования: НИИ, музеев, архивов, библиотек, культурно-образовательных, выставочных и экскурсионных центров, театров, концертных залов и т.д.,
  • составление реестра или “справочника” учреждений для дополнительного педагогического образования учителей,
  • заключение договоров о сотрудничестве, посредничество между учителем и образовательным центром,
  • определение возможностей интеграции повышения квалификации внутри образовательного учреждения и за его пределами.

3) Профессиональные учебы педагогических кадров как формы реализации проекта “Профессионал”:

Годичная программа профессиональных педагогических учеб определяется с учетом необходимости: знания каждым педагогом современных педагогических концепций образования, нового в педагогической науке, направлений развития образования; решения “поля насущных проблем”, возникающего в практике Гимназии № 56; получения знаний в области ИКТ, независимо от преподаваемого предмета; необходимости развития не только профессиональной, но и общей культуры учителя.

“Профессиональные учебы” могут носить разный характер, в частности, в практике работы Гимназии № 56: постоянно действующий семинар “Общие положения педагогической концепции образовательного комплекса Гимназия № 56”; краткосрочные курсы “Технология современного урока”; краткосрочные разноуровневые курсы компьютерной грамотности; демонстрационно-обучающий семинар “Медиатека Гимназии № 56: возможности и перспективы”; обучающие семинары для учителей иностранного языка (совместно с издательствами); традиционные “декабрьские учебы”.

“Декабрьской учебой” называется 2-3х дневный семинар, проводимый для педагогов Гимназии № 56 на зимних каникулах и направленный на профессиональное развитие педагогов. “Декабрьская учеба” включает:

  • пленарное заседание или лекцию (лекции) по теме учебы,
  • занятия в проблемных группах (по выбранному разделу общей темы) или “круговое” посещение “мастерских” по разделам общей темы (формы проведения занятий – семинар, круглый стол, деловая игра, тренинг и т.д.),
  • обсуждение темы в методических объединениях,
  • итоговое заседание (“свободный микрофон”, резюме проблемных групп, резюме временных или методических объединений и т.д.).

Тематика “Декабрьских учеб” Гимназии № 56 прошлых лет: “Некоторые подходы к организации современного урока, или чему и как учить в гимназии”; “Единство педагогических требований к формированию устойчивых навыков сознательной дисциплины, или как решать непреходящую школьную проблему”; “Психолого-педагогические основы и практические приемы формирования познавательных интересов учащихся, или как привнести в учебный труд гимназиста радость”.

К организации и проведению “Декабрьских учеб” привлекаются ведущие учителя ОУ, педагоги, накопившие интересный опыт в области поднимаемой темы, ведущие специалисты города. Организатором учебы выступает администрация ОУ и специалисты службы сопровождения “Учитель” (методисты).

“Продуктами” “январских учеб” являются сборники материалов, публикуемых в Гимназии.

4) Общественно-педагогические акции как формы реализации проекта “Профессионал”:

Общественно-педагогические акции служат для объединения педагогического коллектива при организации и проведении дела, направленного на достижение какой-либо цели. К числу таких целей относятся: развитие УМК кабинетов, современное оснащение и создание комфорта учебных помещений силами педагогов и учащихся и т.д. Имея творческий характер, обеспечивая поощрения наиболее активным участникам, акции способствуют успешному решению “вечных” (в том числе – “нелюбимых”) школьных проблем: ремонт кабинета, подписка на профессиональные журналы и т.п. Вот некоторые акции, проведенные в Гимназии №56: “К новому учебному году – достойный кабинет”, “Наш общий вклад в спортивный зал”, “Каждому учителю – методический журнал”. Администрация ОУ подводит итоги акций и награждает самых активных участников.

5) Фестивали как форма реализации проекта “Профессионал”:

Фестивали рассматриваются нами как форма предъявления лучших достижений учителей в профессиональной сфере. К числу предъявляемых достижений мы относим: продукты совместной деятельности учителей и учащихся, интересные педагогические и методические решения (демонстрируемые в рамках уроков и внеурочных мероприятий). В практике работы Гимназии № 56 традиционными являются следующие фестивали:

Фестивали открытых уроков “Молодость и мастерство” (участвуют молодые и вновь пришедшие учителя), “Аплодисменты” (участвуют все желающие учителя), “Мастер-класс” (участвуют ведущие учителя Гимназии).

Фестиваль учебных кабинетов “Пусть радует глаз учебный класс” (участвуют все желающие учителя).

Фестиваль мультимедийных проектов, сопровождающих учебный процесс (участвуют творческие группы учителей и учащихся).

Участие в Фестивалях добровольное. Организаторы – администрация и служба сопровождения “Учитель”. На время проведения Фестивалей создается специальное расписание, чтобы все желающие могли посетить уроки коллег и принять участие в обсуждениях или круглых столах. В жюри фестиваля входят руководители ОУ, методисты, педагоги. Номинации для награждения могут варьироваться.

6) Праздники педагогического успеха как форма реализации проекта “Профессионал”.

Опора на принцип УСПЕШНОСТИ обусловливает создание “ситуаций успеха” и “праздников успеха” для учителей.

Под “ситуациями успеха” мы понимаем создание таких ситуаций для каждого учителя, в которых он может наиболее полно реализовать и продемонстрировать свои лучшие профессиональные качества и способности, получить признание коллег, учеников, родителей. К “ситуациям успеха” мы относим: открытые уроки, выступления на семинарах, конференциях, участие в профессиональных конкурсах. Под “праздниками успеха” мы понимаем праздники, в которых проявляются творческие способности учителя и происходит награждение учителей “неофициальными” наградами. Активное использование механизма поощрений и наград способствует повышению престижа учительской профессии, усиливает мотивацию педагога к повышению профессионализма и креативности. Традиционными для Гимназии № 56 являются следующие “праздники успеха”:

“Премия имени меня” (приурочена к Дню учителя): вручение памятных дипломов и сувениров представителями администрации Гимназии тем учителям, которые работали с заместителями директора в тесном сотрудничестве и в результате совместно добились высоких результатов (например, премия заместителя директора по методической работе учителю, предложившему наиболее интересное решение какой-либо методической проблемы, и т.п.).

Ассамблея победителей олимпиад и отличников учебы, премия ученикам – “Золотой бобер”, премия учителям – “Зеркальный бобер”: вручение памятных дипломов учителям, чьи ученики добились значительных успехов в городских и региональных предметных олимпиадах или конкурсах.

“Звездный час” - своеобразный педагогический “Оскар” по итогам учебного года. Победители в номинациях определяются всем педколлективом путем анкетирования. Церемония проводится в Юсуповском дворце, номинанты награждаются памятными дипломами, победители – подарками.

“Достояние года” – отмечаются наиболее успешные проекты, реализованные в Гимназии в течение учебного года, памятными досками награждаются руководители коллективов, объединений, проектов.

Важную роль в оптимизации работы ОУ может иметь и редакционно-издательский отдел.

Основными в работе отдела Гимназии № 56 являются следующие положения:

  1. осознание необходимости поиска новых форм повышения квалификации педагогов с учетом их индивидуальных возможностей и запросов,
  2. осознание необходимости развития у педагогов умения анализировать и описывать опыт,
  3. осознание целесообразности создания изданий, отражающих опыт работы педагогов, а также компенсирующих недостаток или отсутствие методических или дидактических материалов по некоторым вопросам, предметам, тема или разделам школьного курса,
  4. востребованность в городском педагогическом сообществе накопленного у педагогов Гимназии № 56 опыта.

Основными направлениями деятельности редакционно-издательского отдела Гимназии № 56 являются:

  1. “Нормативное”: публикации документов, необходимых для эффективной работы педагогов.
  2. “Организационно-педагогическое”: публикации материалов, способствующих организации работы педагогического коллектива в целом и учителей в отдельности, помогающих организовать работу классных руководителей, методических объединений, проблемных групп и т.д. Реализуется в серии изданий “Для служебного пользования”.
  3. “Методическое”: отражает конкретный методический опыт, накопленный в образовательном учреждении. Реализуется в сериях изданий “Пудожский метод” и “Для служебного пользования”, а также альманахах “56 самых интересных уроков прошедшего учебного года” и “Лучшие методические разработки прошедшего учебного года”.
  4. “Информационное”: содержит информацию о работе служб и подразделений образовательного учреждения, коллективов дополнительного образования и т.д. Реализуется в серии изданий “Визитная карточка”.
  5. “Дидактическое”: издание дидактических материалов, обеспечивающих более эффективное преподавание предмета. Реализуется в серии изданий “На каждую парту”, а также в публикациях издательств.