Поурочное планирование:
- Алгебра логики. Понятие высказывания.
- Логические операции. Таблицы истинности.
- Логические формулы. Построение таблицы истинности логической формулы. Законы алгебры логики.
- Построение таблицы истинности в Excel.
- Применение алгебры логики (решение текстовых логических задач, алгебра переключательных схем).
- Проверочная работа.
- Логические схемы. Сумматор и триггер. СДНФ и СКНФ.
- Построение логических схем.
- Контрольная работа.
- Построение фильтров для запросов в БД для поиска информации в Интернете.
Урок №1. Алгебра логики. Понятие высказывания.
Цель урока: введение в предмет “алгебра логики”, систематизация знаний, полученных в курсе информатики.
Форма организации урока: лекция, диалог (обсуждение).
Ход урока
- Основоположник формальной логики – Аристотель.
- Джорж Буль – основоположник алгебры логики. <Приложение 7>.
- Понятие “алгебры логики” как науки об общих операциях над математическими объектами – логическими высказываниями.
- Применение алгебры логики для описания работы релейно-контактных и электронно-ламповых схем.
- Высказывание – один из видов носителей информации. Истинные и ложные высказывания. Простые и сложные высказывания.
Упражнения: <Приложение 1>
Домашнее задание: упражнения 2, 3, 6 (последние 4) из <Приложения 1>.
Урок № 2. Логические операции. Таблицы истинности.
Цель урока: определение основных логических операций, систематизация знаний, полученных в базовом курсе информатики.
Форма организации урока: диалог, обсуждение.
Ход урока
- Простые и сложные высказывания. Логические связки.
- Логические операции, их обозначения. Построение таблицы:
- Запоминание названий логических операций с помощью мнемонической системы “вешалка”, аналогия логических операций с операциями обычной алгебры (сложение, умножение, отрицание).
- Таблицы истинности для каждой логической операции.
Упражнения: <Приложение 2>.
Домашнее задание: Упражнение 4 из <Приложения 2>.
Урок № 3. Логические формулы. Законы алгебры логики.
Цель урока: выработка умений построения таблиц истинности для сложных логических формул, знакомство с законами алгебры логики.
Форма организация урока: лекция, диалог.
Ход урока
- Логическая переменная и логическая формула.
- Преобразование логических формул в равносильные формулы, использующие операции &
- Приоритет выполнения логических операций: действия в скобках, отрицание, конъюнкция, дизъюнкция.
- Алгоритм построения таблицы истинности логической формулы:
- подсчитать количество переменных в формуле.
- определить число строк в таблице 2n, где n – число переменных.
- подсчитать количество логических операций в формуле.
- установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов.
- определить количество столбцов в таблице: число переменных + число операций.
- выписать наборы значений переменных в виде нулей и единиц.
- провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с их очередностью.
- Законы алгебры логики:
- Какие из рассмотренных логических законов аналогичны алгебре чисел, а какие нет?
- Частичное доказательство законов алгебры логики с помощью построения таблиц истинности.
- Тождественно-истинные (тавтология) и тождественно-ложные логические формулы.
- Свойства разделительной конъюнкции, импликации и эквивалентности:
Упражнения: <Приложение 3>.
Домашнее задание: упражнения 3,4 из <Приложения 3>.
Урок № 4. Построение таблицы истинности в Excel и средствами языка программирования.
Цель урока: используя встроенные логические функции Excel, построить таблицу истинности, составить программу для построения таблицы истинности на Паскале.
Форма урока: практическая работа.
Ход урока
- Префиксная форма записи логических функций Excel.
- Выполнение практической работы по индивидуальным карточкам в среде Excel.
X | y | not x | not y | not x * not y | x+y | not(x+y) |
ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА |
ЛОЖЬ | ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ |
ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ |
ИСТИНА | ИСТИНА | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | ИСТИНА | ЛОЖЬ |
x | y | not x | not y | not x * not y | x+y | not(x+y) |
ЛОЖЬ | ЛОЖЬ | =НЕ(A2) | =НЕ(B2) | =И(C2;D2) | =ИЛИ(A2;B2) | =НЕ(F2) |
ЛОЖЬ | ИСТИНА | =НЕ(A3) | =НЕ(B3) | =И(C3;D3) | =ИЛИ(A3;B3) | =НЕ(F3) |
ИСТИНА | ЛОЖЬ | =НЕ(A4) | =НЕ(B4) | =И(C4;D4) | =ИЛИ(A4;B4) | =НЕ(F4) |
ИСТИНА | ИСТИНА | =НЕ(A5) | =НЕ(B5) | =И(C5;D5) | =ИЛИ(A5;B5) | =НЕ(F5) |
- Выполнение практической работы в среде языка программирования.
Program zadacha;
Var x,y:Boolean;
Begin
For x:=false to true do
For y:= false to true do
Writeln(x,’ ‘,y,’ ‘,not(x or y));
End.
- Домашнее задание: решение текстовой логической задачи.
Урок № 5. Применение алгебры логики. Решение текстовых логических задач. Алгебра переключательных схем.
Цель урока: научиться решать логические задачи формальным способом с использованием алгебры высказываний, провести аналогию алгебры высказываний с алгеброй “переключательных схем”.
Форма организации урока: работа в командах или индивидуальное соревнование.
Ход урока
- Рассмотреть решение домашней задачи с помощью операций алгебры логики и построения таблицы истинности.
- Командная работа: каждой команде выдается набор задач для решения. Оценивается работа команды по ответу одного члена команды, выбранного учителем.
- Понятие “переключательной схемы”, соответствие операций алгебры логики переключательным схемам.
- Составление логических формул по данной схеме, синтез схемы по заданной таблице истинности или словесному описанию.
Упражнения: <Приложение 4>.
Домашнее задание: упражнение 2,3 из <Приложения 4>.
Урок № 6. Проверочная работа.
Урок № 7. Логические схемы. Сумматор и триггер. СДНФ и СКНФ.
Цель урока: ввести понятие логического элемента (вентиля), рассмотреть логические схемы сумматора двоичных чисел, триггера, применить полученные теоретические знания на практике.
Форма урока: лекция, диалог.
Ход урока
- Понятие логического элемента (вентиля) преобразования информации.
- Основные (базовые) логические элементы.
- Логические схемы сумматора и триггера.
- СДНФ и СКНФ.
- Построение логических схем по логической функции.
- Домашнее задание: по заданной таблице истинности построить логическую функцию и логическую схему.
Урок № 8. Построение логических схем.
Цель урока: научиться строить логические схемы.
Форма урока: практическая работа.
Ход урока
Индивидуальное задание у каждого ученика:
Гуманитарный профиль
Минимизировать заданную логическую функцию
- Построить таблицу истинности в Excel.
- Построить логическую схему в Word.
Информационно-технологический, математический профиль
Минимизировать заданную логическую функцию
- Построить таблицу истинности в среде Visual Basic
- Построить логическую схему в среде Visual Basic.
Урок № 9. Контрольная работа.
Цель урока: контроль ЗУН по теме “Алгебра логики”.
Форма урока: контрольная работа.
Урок № 10. Построение фильтров для запросов в БД и поиск информации в Интернете.
Цель урока: применить знания, полученные при изучении алгебры логики, на практике.
Форма урока: самостоятельная работа.
Ход урока
- Построение запросов при работе с БД Access.
- Стратегия поиска информации в Интернете.
- Домашнее задание: найти определенную информацию в Интернете.
Литература: газета “Информатика” 1 сентября.