Пояснительная записка:
Урок повторения и закрепления тем: “Электромагнитная индукция и электромагнитные волны”
Проводится в форме игры с элементами телевизионной игры “Звездный час”. В игре участвует весь класс, после каждого тура выбывают участники, набравшие наименьшее количество жетонов. В заключительном туре участвуют 2 ученика показавшие лучшие знания.
В качестве поощрения лучшие игроки освобождаются от сдачи зачета по данной теме, проводимого в экзаменационной форме.
Такая форма проведения повторительно– обобщающих уроков способствует за минимальное время проверить усвоение материала всеми учащимися, мотивирует образовательные потребности, вызывает интерес к изучаемому материалу.
Игру можно использовать во внеклассной работе по предмету в месячнике знаний
1 тур:
Изучая физические явления, мы должны знать не только суть физических законов, но и имена тех, кто своим бескорыстным трудом открывал их на благо человечества:
Перед вами шесть портретов ученых:
- Павел Николаевич Яблочков
- Эмилий Христианович Ленц
- Александр Степанович Попов
- Джеймс Максвелл
- Генрих Герц
- Майкл Фарадей
Вопросы:
- Кому из этих ученых принадлежат слова: “Какая польза может быть от этого новорожденного” (дополнение: о чем идет речь?)
- Ученый – изобретатель трансформатора.
- Работы этого ученого послужили экспериментальным доказательством существования электромагнитных волн.
- Назовите ученых или ученого – наших соотечественников (чья Родина Россия)
- Создатель теории электромагнитного поля.
- Хорошо известна всему миру первая радиограмма, состоящая из 2 х слов А.С. Попова. Что передавал Попов в день рождения радио?
- Чьим правилом мы пользуемся для определения направления индукционного тока.
2 тур
Вам предложены схемы приборов:
Вопросы:
- Принцип действия какого из приборов основан на явлении резонанса.
- Прибор, без которого невозможна передача электроэнергии на большие расстояния.
- В каком из этих приборов механическая энергия превращается в электрическую.
3 тур.
1 сюжет
Знание дат открытия физических законов величайших изобретений:
1. 1878 | 3. 1895 | 5. 1913 |
2. 1831 | 4. 1888 | 6. 1946 |
Вопросы:
- Дата открытия явления электромагнитной индукции.
- Год, когда в печати появилась работа Герца “О лучах электрической силы”
- Дата радиолокации Луны.
- В каком году А.С. Попов продемонстрировал на заседании Русского физико-химического общества действие своего прибора, явившегося по сути дела, первым в мире радиоприемником.
- Год изобретения трансформатора Яблочковым.
- В этом году был создан генератор незатухающих электромагнитных колебаний, благодаря чему стала возможной радиотелефонная связь – передача речи, музыки с помощью электромагнитных волн.
2-й сюжет:
Перед вами 4 прибора:
- Генератор.
- Трансформатор.
- Электродинамический микрофон.
- Камера Вильсона
Действие всех этих приборов основано на явлении электромагнитной индукции, а может нет! Так ли это?
4 тур.
XIX век был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты которые были тяжелее воздуха.
На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда: речь идет об открытии беспроводного телеграфа и радио.
Совершилось это чудо не само сабой, а явилось результатом труда ученых, изобретателей и исследователей.
Таблица:
Вот перед вами пять славных имен имеющих прямое отношение к радио, а на второй половине таблицы изобретения этих ученых. Их расположение не соответствует списку изобретателей
ученые | изобретения |
|
|
Ответы:
(1 - 4) – прибор обнаруживал на большом расстоянии грозовые разряды.
(2 – 5) – опередил Маркони.
(3 – 1) – “Непонятное в баночке”, благодаря ему появились первые радиоприемники, которые трещали, говорили, играли со всех сторон, нарушая покой старого ученого, чем он был очень недоволен.
(4 - 2) – Это изобретение стало известно всему миру благодаря болезни принца Уэльского. С помощью своего прибора Маркони 5 раз в сутки передавал королеве Виктории сообщения о самочувствии ее сына.
(5 – 3)
5 тур.
Заключительный. (Участвуют 2 финалиста)
Дуэль:
Слово “Трансформатор” – кто составит наибольшее количество слов из букв этого слова?