Повторительно-обобщающий урок по темам: "Электромагнитная индукция", "Электромагнитные волны"

Разделы: Физика


Пояснительная записка:

Урок повторения и закрепления тем: “Электромагнитная индукция и электромагнитные волны”

Проводится в форме игры с элементами телевизионной игры “Звездный час”. В игре участвует весь класс, после каждого тура выбывают участники, набравшие наименьшее количество жетонов. В заключительном туре участвуют 2 ученика показавшие лучшие знания.

В качестве поощрения лучшие игроки освобождаются от сдачи зачета по данной теме, проводимого в экзаменационной форме.

Такая форма проведения повторительно– обобщающих уроков способствует за минимальное время проверить усвоение материала всеми учащимися, мотивирует образовательные потребности, вызывает интерес к изучаемому материалу.

Игру можно использовать во внеклассной работе по предмету в месячнике знаний

1 тур:

Изучая физические явления, мы должны знать не только суть физических законов, но и имена тех, кто своим бескорыстным трудом открывал их на благо человечества:

Перед вами шесть портретов ученых:

  1. Павел Николаевич Яблочков
  2. Эмилий Христианович Ленц
  3. Александр Степанович Попов
  4. Джеймс Максвелл
  5. Генрих Герц
  6. Майкл Фарадей

Вопросы:

  1. Кому из этих ученых принадлежат слова: “Какая польза может быть от этого новорожденного” (дополнение: о чем идет речь?)
  2. Ученый – изобретатель трансформатора.
  3. Работы этого ученого послужили экспериментальным доказательством существования электромагнитных волн.
  4. Назовите ученых или ученого – наших соотечественников (чья Родина Россия)
  5. Создатель теории электромагнитного поля.
  6. Хорошо известна всему миру первая радиограмма, состоящая из 2 х слов А.С. Попова. Что передавал Попов в день рождения радио?
  7. Чьим правилом мы пользуемся для определения направления индукционного тока.

2 тур

Вам предложены схемы приборов:

Вопросы:

  1. Принцип действия какого из приборов основан на явлении резонанса.
  2. Прибор, без которого невозможна передача электроэнергии на большие расстояния.
  3. В каком из этих приборов механическая энергия превращается в электрическую.

3 тур.

1 сюжет

Знание дат открытия физических законов величайших изобретений:

1. 1878 3. 1895 5. 1913
2. 1831 4. 1888 6. 1946

Вопросы:

  1. Дата открытия явления электромагнитной индукции.
  2. Год, когда в печати появилась работа Герца “О лучах электрической силы”
  3. Дата радиолокации Луны.
  4. В каком году А.С. Попов продемонстрировал на заседании Русского физико-химического общества действие своего прибора, явившегося по сути дела, первым в мире радиоприемником.
  5. Год изобретения трансформатора Яблочковым.
  6. В этом году был создан генератор незатухающих электромагнитных колебаний, благодаря чему стала возможной радиотелефонная связь – передача речи, музыки с помощью электромагнитных волн.

2-й сюжет:

Перед вами 4 прибора:

  1. Генератор.
  2. Трансформатор.
  3. Электродинамический микрофон.
  4. Камера Вильсона

Действие всех этих приборов основано на явлении электромагнитной индукции, а может нет! Так ли это?

4 тур.

XIX век был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты которые были тяжелее воздуха.

На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда: речь идет об открытии беспроводного телеграфа и радио.

Совершилось это чудо не само сабой, а явилось результатом труда ученых, изобретателей и исследователей.

Таблица:

Вот перед вами пять славных имен имеющих прямое отношение к радио, а на второй половине таблицы изобретения этих ученых. Их расположение не соответствует списку изобретателей

ученые изобретения
  1. А.С. Попов – русский
  2. Никола Тесла – серб.
  3. Эдуард Бранли – француз.
  4. Г. Маркони – итальянец.
  5. Генрих Герц - немец
  1. Когерер.
  2. Первый радиотелеграфный аппарат.
  3. Первый излучатель радиоволн.
  4. “Грозоотметчик” с антенной
  5. Первая радиостанция, которая передавала сигналы на расстояние 35 км.

Ответы:

(1 - 4) – прибор обнаруживал на большом расстоянии грозовые разряды.

(2 – 5) – опередил Маркони.

(3 – 1) – “Непонятное в баночке”, благодаря ему появились первые радиоприемники, которые трещали, говорили, играли со всех сторон, нарушая покой старого ученого, чем он был очень недоволен.

(4 - 2) – Это изобретение стало известно всему миру благодаря болезни принца Уэльского. С помощью своего прибора Маркони 5 раз в сутки передавал королеве Виктории сообщения о самочувствии ее сына.

(5 – 3)

5 тур.

Заключительный. (Участвуют 2 финалиста)

Дуэль:

Слово “Трансформатор” – кто составит наибольшее количество слов из букв этого слова?