Обучение английскому языку - сложный и довольно длительный процесс, однако второклассники, познакомившись с первыми буквами алфавита начинают задавать вопрос: “Когда же мы будем говорить по-английски?” Им совсем не хочется слушать объяснения насчёт лексики, грамматики и фонетики, им хочется говорить сейчас. И я подумала: “А почему бы и нет?” На очередном уроке объяснила, как можно поздороваться и попрощаться. Потренировали эти выражения в парах. Затем познакомились с первым вопросом: “What is your name?” и ответом на него: ”My name is…”
Конечно, многие учителя дают эти фразы, но мне захотелось превратить это в систему, дублирующую, дополняющую, и активизирующую материал учебника.
Таким образом, работа над фразами стала занимать 5-10 минут на каждом уроке. Еженедельно учащиеся знакомились с двумя новыми фразами (вопрос и ответ на него) по следующей схеме:
1 урок: знакомство с фразами, прослушивание и запоминание.
2 урок: повторение фраз с помощью мяч (бросаю мячь учащемуся с вопросом, он отвечает на него и возвращает мяч) и включение их в общий диалог.
После того, как научились спрашивать имя и отвечать на этот вопрос, учимся спрашивать фамилию: “What is your surname?” и отвечать: “My surname is…”
Следующими фразами являются: вопрос “How old are you?” и ответ “I am…”
Таким образом, к началу октября все ученики в группе могут воспроизвести диалог “Знакомство”, состоящий из приветствия, трёх вопросов, трёх ответов и прощания. Абсолютно все с большим удовольствием участвуют в этой диалогической игре. Учитель, тем временем, решает множество задач: обращает внимание на чёткое произношение звуков английского языка, соблюдение долготы и краткости гласных, ударение в словах и специфическую интонацию английского языка. Работа над фонетикой, предъявление новой лексики, первые шаги в освоении английской грамматики - всё это осуществляется в игре- диалоге “Знакомство”, которая с каждым очередным уроком становится всё более увлекательной.
Следующий вопрос: “Where are you from?” и ответ “I am from Russia.” дают начало творческому подходу - детям предлагается пофантазировать (вводятся слова England,America) и представить себя жителями другой страны. В этом случае они выбирают себе английские имена и фамилии, часто изменяют свой возраст, т. е. уже не просто в определённой последовательности воспроизводят заученные фразы, а вносят в них свои изменения. Всё это происходит в естественной ситуации общения, требующей быстрой и точной вербальной реакции. Кроме того, у детей отсутствует страх общения : они выступают со своим вариантом диалога “Знакомство” перед всей группой и делают это только по желанию. Вопрос “Where do you live?” и ответ “I live in …” способствуют дальнейшему знакомству с Великобританией и её столицей, ведь если ученицу зовут Мэри или Хелен, а ученика зовут Том или Боб, то и жить они должны в Лондоне.
Навыки счёта оказываются полезны при ответе на вопрос: “What is your telephone number?” Кроме того, ученикам интересно узнать, что телефонный номер по-английски состоит из однозначных цифр.
Естественно, что успешность обучения диалогической речи достигается в атмосфере доброжелательности и сотрудничества, а тот факт, что к концу первого полугодия ученики 2 класса способны вести диалог на английском языке, помогает им осознать важность изучения иностранного языка, как средства достижения взаимопонимания между людьми.