Информатизация курса географии 9-го класса

Разделы: География


В последнее время в арсенал учителя-географа активно внедряется разнообразная компьютерная техника. Развитие новейших средств обучения идет в соответствии с ускоряющимися темпами научно-технического прогресса и современный урок географии уже тяжело представить себе без мультимедийного комплекса для демонстрации карт, схем, иллюстраций, презентаций, т.е. всего того, что делает урок “живым”, наглядным и интересным для учеников.

Необходимо помнить, что учащиеся в большинстве своем обладают необходимыми ИТ-компетенциями и вполне могут выполнять самостоятельные творческие задания, разнообразные практические работы и тому подобные виды урочной деятельности с помощью школьных компьютеров. Вопрос с техникой в данное время активно решается силами местных бюджетов, поэтому настала пора поговорить о планировании информатизированных курсов географии. Ведь, как известно, провал планирования – это планирование провала!

Попытаемся предположить, какой техникой, оборудованием и источниками географической информации необходимо наполнить современный кабинет географии.

Во-первых, нам необходимо обзавестись т.н. АРМ (автоматизированным рабочим местом) учителя. Оно включает в себя переносной или настольный компьютер, монитор, принтер, сканер, а лучше МФУ (многофункциональное устройство – принтер, сканер и копир в одном корпусе), мультимедиа проектор для проецирования изображения с компьютера на экран, колонки для звуковых презентаций и фильмов, графический планшет и настенный экран.

Во-вторых, для самостоятельной деятельности учащихся желательны т.н. АРМ учащегося, то есть компьютеры, объединенные в сеть, с подключенными наушниками. Однако практика показывает, что добиться компьютеризации кабинета географии в таком масштабе очень проблематично. Поэтому за помощью придется отправиться в кабинет, например, информатики и проводить урок там. В своем планировании постараемся учесть интересы коллег – учителей ИВТ и количеством самостоятельных работ не злоупотреблять!

В третьих, подключимся к сети Интернет. Оттуда извлекаем огромное количество самой свежей статистики, новостей (вспомните, как быстро устаревают данные в атласе и учебнике!) и т.д. Не забываем общаться с коллегами на многочисленных педагогических форумах, делиться своим и перенимать через сеть Интернет их передовой опыт!

В четвертых, нам необходимо приобрести несколько электронных пособий. В нашем планировании присутствует минимальный набор, позволяющий, однако, вывести уроки географии на более высокий уровень! Вот эти пособия:

1. Школьная ГИС (геоинформационная система) “Живая география 2.0”

Комплект включает программную геоинформационную оболочку с инструментарием для работы с географической информацией, цифровые географические карты мира и России, набор космических снимков и комплект методических рекомендаций для учителя.

“Живая география” обеспечивает освоение учебного содержания школьных курсов географии, используя такие виды деятельности учащихся и учителя, как интерактивное заполнение и анализ географических карт, создание собственных карт и планов местности, работа с различными видами контурных карт, создание собственных индивидуальных описаний географических объектов на основе анализа существующих в системе информационных объектов, обработка и пространственный анализ статистических материалов.

“Живую географию” можно использовать на уроках географии в общеобразовательной школе как в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного, так и в режиме выполнения практических работ учащимися в компьютерном классе. Подробнее по ссылке:

http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html

2. 1С: Образовательная коллекция.  География. Библиотека наглядных пособий, 6–10 кл.

Диск содержит набор иллюстраций в виде слайдов, видео, интерактивных карт, отображающих объекты, процессы, явления по предмету географии. Данный иллюстративный материал предназначен для подготовки к уроку и для демонстрации его во время проведения уроков, а также для самостоятельного использования учителями и учащимися. Медиаобъекты группируются в рамках каждого курса (класса) по разделам и темам в соответствии с тематическим планированием. Предусмотрена возможность самостоятельного изменения набора медиаобъектов, последовательности их демонстрации, редактирования текстовых комментариев. Подробнее по ссылке:

http://obr.1c.ru/product.jsp?id=37

3. Новое мультимедиа-пособие для средней школы из серии “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”“Уроки географии Кирилла и Мефодия”. В данном издании помимо готовых уроков, иллюстраций карт и фотографий, содержится большое количество тестов и проверочных заданий, что также найдет отражение в нашем планировании. Подробнее по ссылке: http://nmg.e-se.ru/rubrs.asp?rubr_id=310&gid=0&page=2

Какие основные приемы работы с компьютерами в рамках нашего планирования мы будем применять на уроках?

1. Поиск и анализ информации

Огромный массив разнообразной информации находится в сети Интернет. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.

2. Создание гипермедиа сочинений

Гипермедиа сочинение предназначено для активизации самостоятельной деятельности учащихся по поиску и овладению новой информацией.

3. Создание и проведение мультимедиа выступлений

В ходе выступления учащийся или учитель демонстрирует на экране: наименования разделов выступления и основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе – фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию); звуковые фрагменты.

4. Проектная деятельность учащихся

Компьютер помогает реализовывать все этапы проектной деятельности:

а) осознание и формулирование цели проекта,

б) описание ресурсов и ограничений,

в) групповое обсуждение и формирование общего видения результата,

г) уточнение проекта и создание виртуальных моделей,

д) реализацию проекта в моделях и объектах реального мира,

е) представление результатов проекта.

5. Создание интерактивных систем

Позволяет учителю иллюстрировать процессы, показать объекты в движении, разрушить статичность образовательного процесса.

Бесспорно, этот список может быть существенно расширен и дополнен.

Информатизация современной школьной географии позволяет разрушить доминирование бумажной карты, доказать практическую направленность предмета, его значимость в современных условиях.

Приложение